Жансая Бауыржан: «У сельских детей в глазах особое стремление к образованию»

В рамках проекта Teach for Qazaqstan многие молодые педагоги отправляются в разные регионы нашей страны, прилагая усилия, чтобы дать качественное образование детям, лишенным городских удобств и преимуществ. Youth.kz поговорил с Жансаей Бауыржан, молодой учительницей, которая преподает математику в отдаленном ауле Карагандинской области.

Как вы узнали о программе Teach for Qazaqstan? Почему вы решили, что эта программа подходит именно вам?

– Впервые я услышала о программе из подкаста «Dope soz», где гостем была Құралай Жаркимбаева. Она поделилась своим опытом работы в сельской местности России. Тогда меня очень заинтересовал местный контекст и кейсы работы с детьми, и это пробудило мой интерес к программе. В конце подкаста прозвучала фраза «Стань учителем, о котором ты сам когда-то мечтал», и она оказала решающее влияние на мое участие в программе. Ведь с детства я мечтала стать учителем.

Однако после 11 класса я не смогла поступить на педагогическую специальность из-за неправильного выбора предметов для ЕНТ, и это меня очень огорчило. Эта программа, можно сказать, дала мне возможность реализовать мою давнюю мечту.

Когда у вас появился интерес к математике? Вы сразу хотели стать школьным учителем или планировали заниматься наукой?

– С детства мне нравилось решать логические задачи и разные вопросы. Но настоящий интерес к математике появился в 5 классе, когда у нас появился учитель математики Исаханов Сағат Қанатович. Его индивидуальный подход к каждому ученику, умение заинтересовать предметом и давать качественную обратную связь пробудили во мне мечту стать учителем математики.

Честно говоря, я не планировала заниматься наукой. Я больше представляла себя учителем, работающим с учениками.

В какой населенный пункт вас направила программа?

– В рамках программы меня направили работать в школу имени Мәшһүр Жүсіп в селе Новоузенка, район Бұқар Жырау, Карагандинская область.

Было ли вам трудно принять решение о переезде из города в сельскую местность?

– Когда я дошла до финального этапа отбора, мы все понимали, что будем работать в сельской местности. Конечно, возникали вопросы: какой будет место, какие люди там живут, есть ли свои традиции и образ жизни. Услышав, что я поеду работать учителем в село Новоузенка, я была сильно удивлена. Ведь оно всего в получасе езды от моего города — но только на машине.

На автобусе дорога занимает около двух часов. Сейчас, из-за расписания уроков, я каждый день езжу утром на первый урок и возвращаюсь вечером на автобусе.

Можете рассказать о материальных условиях? Вы зарабатываете больше, чем в городе? Существенно ли отличаются расходы? Стипендия покрывает все необходимые нужды?

– Думаю, это зависит от человека. По сравнению с доходом в городе, заработок значительно выше. Однако так как я ежедневно езжу между городом и селом, транспортные расходы выросли. Кроме того, будучи классным руководителем, иногда приходится срочно ездить в школу, и тогда приходится пользоваться такси, чтобы не терять время.

Стипендия покрывает все основные нужды. Чаще всего деньги я трачу на отдых с семьей в выходные.

Расскажите о сельских детях. Чем они отличаются от городских? В чем разница между образованием в селе и в городе?

– В глазах сельских детей можно увидеть особую тягу к знаниям. Они приходят на урок вовремя, дисциплинированны. Открыты для любых новых идей, не боятся, не стесняются. Самое главное — учитель должен суметь пробудить интерес ребенка к учебе и направить его правильно. Кроме того, в сельской местности дети особенно уважают профессию учителя, иногда даже стремятся подражать ей.

В школе, где я работаю, есть классы с обучением на русском и казахском языках. Так как это сельская школа, основное отличие, на мой взгляд, — небольшое количество учеников в классе. Благодаря этому можно уделить больше времени каждому ребенку. В остальном, как и в городе, есть доступ к интернету и дополнительные кружки, поэтому существенных различий я не замечаю.

Сколько времени вы работаете в рамках программы? Есть ли прогресс у ваших учеников по математике?

– В этом году я впервые участвую в программе, поэтому работаю в школе всего 3,5 месяца. Несмотря на это, мы провели очень плотную работу с учениками. В начале уровень знаний по математике был разный, поэтому с разрешения родителей и классного руководителя я начала проводить дополнительные занятия. Результат стал заметен уже в процессе уроков.

Особенно сложно было работать с 8 классом в начале. Но благодаря общей цели и совместной работе, сейчас этот класс можно назвать самым активным среди всех, где я преподаю. Кроме того, один ученик этого класса занял 3-е место на районной олимпиаде по математике.

Что вы считаете результатом своей работы?

– Несмотря на небольшой педагогический опыт, я всегда стараюсь анализировать свою работу. Для меня результат работы — это не только победы учеников на олимпиадах и конкурсах, но и то, что они свободно выходят к доске, помогают друг другу, объясняют материал и их отношение к математике становится теплым и положительным.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»