Учитель из Актобе поехал работать в село: разговор с участником Teach for Qazaqstan

Алишер Кабидуллин. Фото: личный архив

Проект Teach For Qazaqstan пытается решить проблему неравенства образовательных возможностей между детьми из городов и сел. Youth.kz взял эксклюзивное интервью с учителем физики и участником программы Алишером Кабидуллиным, который отправился учить детей в небольшой населенный пункт.

Расскажите о программе Teach for Qazaqstan: как учитель может туда попасть?

− Teach For Qazaqstan − это некоммерческая организация и партнер глобальной сети Teach For All.
 Цель TFQ − привлекать и развивать лидеров, специалистов из разных сфер, которые в течение двух лет работают учителями в региональных школах, чтобы снизить образовательное неравенство и расширить возможности детей.
 Чтобы стать участником программы, необходимо подать заявку на участие в программе и пройти конкурсный отбор, который состоит из нескольких этапов, где проверяют документы, сдают различные тесты, проводят интервью и групповые работы. При этом необязательно иметь педагогическое образование, программа подготовки в фонде после отбора включает в себя переквалификацию. Достаточно иметь высшее образование и не иметь опыта работы в школе. По окончании переподготовки все выпускники сдают оценку знаний педагогов, которая дает право преподавания в школе.

Откуда вы и как решили стать учителем? Почему именно физика?

− Родом я из города Актобе. Высшее техническое образование получил в Астане, там и проживал до участия в программе. После университета занимался и агроинженерией, и даже был помощником электрика. Последние семь лет посвятил ритейлу, в крупной компании поднялся от должности продавца до супервайзера. Далее мне перестало нравиться то, чем я занимался. Я много размышлял о дальнейшей карьере и принял решение стать учителем и поступить в педагогический. Но случайно от друга услышал про TFQ, подал заявку и прошел все этапы отбора. В феврале-2024 я мечтал стать учителем, а в сентябре уже стоял у доски в школе.

О программе я узнал в 29 лет, в 30 уже работал в школе. Есть несколько условий для участия в программе. Это наличие высшего образования (бакалавриат) и отсутствие опыта работы в школе педагогом. 

Куда вас направили работать в рамках программы?

− В Карагандинскую область, поселок Новодолинский, в общеобразовательную школу № 11. Там как раз была вакансия учителя физики.

Тяжело было переехать из города в село? 

− Когда раздумывал об участии в программе, много представлял, как уже работаю в селе, что меня там ждет, и мысленно уже был готов ко всему. Плюс желание стать учителем было сильнее необходимости привычного городского комфорта.

Расскажите о материальной части вопроса: как сильно отличаются ваши расходы на жизнь в городе и селе? Стипендия от программы покрывает все траты?

− Ну, тут все индивидуально, конечно. Цены в магазинах те же, что и в городе. Аренда квартир тут явно дешевле. Я живу в Шахтинске и на работу езжу на автобусе, тут есть маршрут, который за полчаса довозит до поселка. На выходные мы можем выехать в Караганду для досуга. Поэтому в плане трат глобально ничего для меня не изменилось. У проекта есть спонсор, он же и оплачивает нам стипендию, покрывающая все расходы, плюс еще есть школьная зарплата, которую можно откладывать.

Расскажите о детях в селе. Чем они отличаются от городских? В чем сельское школьное образование отличается от городского?

− Я бы не сказал, что контраст большой: нынче, в эпоху интернета и гаджетов большинство детей села и города на одной волне. Конечно, есть местный контекст, когда дети помогают родителям по хозяйству, и у них меньше времени для домашней работы. Мне кажется, каждое село по-своему отличается от города. То есть существует и разница между селами непосредственно. В нашем же поселке дети довольно спортивные, ведут здоровый образ жизни, особенно те, что постарше, увлекаются мотоспортом и единоборствами.

Наверное, отличается мотивация детей. В городах, как правило, дети ставят перед собой высокие цели, хотят поступить в заграничные вузы. Тут тоже есть мотивированные дети, но их меньше. Мы стараемся раскрыть детям новые горизонты, чтобы они верили в свои силы и возможности.

На уроках физики я стремлюсь развивать у детей социальные и эмоциональные навыки. Часто работаем в группах, обсуждаем решения, проводим эксперименты. Дети учатся выражать свои мысли, слушать одноклассников, спокойно относиться к ошибкам и находить решения вместе.

В последние годы активно проходит цифровизация в школе: закупают интерактивные доски и стараются не отставать от городов. Плюс недавно коммерческая организация оборудовала нам кабинет физики, химии и биологии. Поэтому у нас самое современное оборудование и лаборатория.

Какой результаты своей работы вы видите?

− Я стараюсь работать так, чтобы все учебные цели были достигнуты. Тщательно планирую уроки, отслеживаю показатели учащихся и дифференцирую задания под уровень детей. Во время урока стараюсь создать безопасную и инклюзивную среду в классе, чтобы дети верили в себя, что у них все получится. 

Прогресс у детей бывает разный: у кого-то заметный рост в понимании физики и уверенности в себе, у кого-то он идет медленно, но результатом своей работы я считаю даже небольшие сдвиги − когда ученик перестает бояться предмета, начинает пробовать и верить в то что он может улучшить свои показатели.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»