Наилям Тохтамова: «Я мечтала сделать лекарство от рака − может, мои ученики это смогут»
Участница Teach for Qazaqstan Наилям Тохтамова работала в Карагандинской области, куда отправилась из родного Алматы: а теперь она решила сделать шаг вперед в своей карьере. Youth.kz узнал историю педагога, которая рассказала об особенностях преподавания естественных наук в казахстанской глубинке.
− Расскажите, откуда вы родом и где получили образование? Как вы поняли, что вас интересуют естественные науки?
− Я родилась и выросла в одном из микрорайонов Алматы, до восьмого класса училась там же в общеобразовательной школе. В 2014 открылся НИШ, я поступила туда, в 2019 окончила школу и поступила в Назарбаев Университет на специальность биологические науки. Меня всегда восхищала наука своей структурностью и логикой: все процессы взаимосвязаны и имеют причины. Даже привычный вдох-выдох, который мы не замечаем в повседневной жизни, на самом деле очень сложный процесс на клеточном уровне. Я могла долго залипать на препараты, клетки под микроскопом и думать как это красиво. Наука может объяснить огромное количество процессов, и еще столько же неизвестного, соответственно много возможностей для исследований. Я мечтала найти лекарство от рака, поэтому пошла в биологию.
− Когда вы узнали о программе Teach for Qazaqstan? Почему вы решили, что она подходит вам?
− О программе я узнала на четвертом курсе вуза. В тот момент я проходила свою первую стажировку в научной лаборатории, тема исследования была очень интересной, но мне не хватало взаимодействия с людьми, активности. Когда увидела постер, на котором было написано «Стань учителем, о котором сам когда-то мечтал», в голове будто что-то щелкнуло, я вспомнила весь свой опыт преподавания, личную историю в образовательном неравенстве, подумала о навыках, которыми могу поделиться с детьми в регионах и решила почему бы и не попробовать. Плюсом было что программа является частью глобальной организации Teach for ALL, я знала что это одновременно челлендж для меня, но в то же время и большие возможности и крутое сообщество единомышленников.
− Где вы проходили участие в программе в качестве учителя? Расскажите об этом месте и школе.
− Я работала учителем биологии и естествознания в общеобразовательной школе в моногороде Шахтинск. Там достаточно хорошо развита инфраструктура, несколько супермаркетов, тренажерных залов, рядом есть красивая лесопосадка, идеальная для пеших прогулок. Школа, в которую меня распределили, существует с 1990 года, учителя с теплом делились разными историями, которые хранят стены здания. У меня был страх примут ли меня новые коллеги, так как я пришла не имея педагогического образования и всего на два года, тогда как в школах обычно учителя задерживаются на более долгий срок. Но все переживания были напрасны, коллектив и администрация оказались очень приветливы, поддерживали и помогали советами чтобы я могла быстрее влиться в местный контекст. В школе, кстати, очень развито спортивное направление, много команд по разным видам, которые еще занимают призовые места на городских, областных соревнованиях. Одним из моих любимых занятий было ходить болеть за своих учеников.
− Распространен стереотип о высоком пороге входа в биологию и химию − эти предметы даются далеко не всем. Были ли с этим сложности с вашими учениками?
− Действительно, в биологии и науке в целом очень много деталей, информации, которую нужно понимать и запоминать. У учеников были проблемы с мотивацией, обычно говорят, что эти знания не нужны во взрослой жизни.
Моей целью было не столько заучивание фактов, сколько развитие исследовательского интереса, мягких и практических навыков. Даже если со временем они забудут детали биологических процессов, важно, чтобы они умели учиться, верили в себя, давали конструктивную обратную связь, выступали и работали в команде.
− Расскажите о материальном аспекте: Teach for Qazaqstan платят своим участникам стипендии. Покрывала ли она ваши расходы на месте работы?
− Стипендия полностью покрывала мои расходы на месте, и даже получалось откладывать часть средств. Самыми большими тратами, пожалуй, были поездки домой.
− Добились ли вы успеха на этом месте? Дети стали лучше понимать предметы? Что вы сами считаете показателем прогресса и успеха?
− Конечно, всегда есть мысль, что я могла сделать больше, лучше. Не могу сказать, лучше ли они понимают биологию или STEM-предметы после естествознания, но мои ученики в пятом классе умели настраивать и работать с обычным световым микроскопом, а в шестом − готовить самостоятельно микропрепарат из лука.
Восьмиклассники смогут измерить артериальное давление и оценить качество воздуха с помощью датчиков. Но больше всего для меня показатель прогресса − это вера детей в свои силы и потенциал, их новые мечты и цели. В итоге я не придумала лекарство от рака, но возможно кто-нибудь из моих учеников это сможет.
− Сейчас вы уже не работаете учителем, перейдя на должность в фонде − что вы планируете делать в дальнейшем? Вернетесь ли к работе учителем?
− В будущем я планирую поступать в магистратуру по направлениям «Лидерство в образовании» или «Устойчивое развитие образования». Определенно точно остаюсь в этой сфере. Очень скучаю по школьным будням, детям, не исключено что когда-нибудь вернусь к роли учителя, но пока думаю, что более полезна системе образования на другой позиции.
Сейчас я работаю рекрутером в фонде и привлекаю в программу таких же кандидатов, какой когда-то была сама. Я делюсь своим опытом и искренне верю: это лучшая возможность для людей, которые хотят быть учителями по призванию, и для каждого ребёнка, которому нужен взрослый, верящий в него.