Зачем людям развивать эмоциональный интеллект и софт-скиллы?
Работодатели все сильнее фиксируются на человеческих качествах и эмоциональном интеллекте своих сотрудников. Youth.kz рассказывает, как лучше всего развить софт-скиллы.
Зачем нужно развивать софт-скиллы?
Софт-скиллы – надпрофессиональные навыки, которые помогают решать жизненные задачи и работать с другими людьми: в отличие от хард-скиллов, которые являются перечнем практических навыков и технических знаний. Как считают ученые из Гарварда и Стэнфорда, софт-скиллы отвечают за 85% успеха человека в профессии.
Без высокого уровня «мягких» навыков невозможно преуспеть ни в одном взрослом коллективе. Если в школе учителя могут терпеть эмоциональную незрелость и неосознанность, то в университете и на работе с такими людьми всегда разговор короткий: несобранность, отсутствие пунктуальности, выполнения обязательств, умения общаться, слышать и слушать могут помешать даже самому развитому с точки зрения хард-скиллов человеку.
Развитие софт-скиллов помогает человеку организовать свои рабочие процессы: расставлять приоритеты, понимать других людей и управлять временем.
Работа над этими навыками позволяет заводить крепкие и доверительные связи с коллегами по учебе и работе: справляться с конфликтными ситуациями, уметь разрешать противоречия, понимать и принимать разные мнения и стили работы.
В чем значение эмоционального интеллекта?
Эмоциональный интеллект – умение распознавать свои и чужие эмоции, развитая эмпатия, понимание роли эмоций в поведении человека. Также развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку наладить контакт с коллегами, потребителями, клиентами и руководителями.
Есть три ключевых элемента эмоционального интеллекта: самосознание, саморегуляция и эмпатия. Самосознание – понимание роли своих эмоций в своей жизни. Саморегуляция – умение контролировать свои чувства и эмоции. Эмпатия – умение ставить себя на место другого человека и понимать его чувства.
Как это развивать?
Развитие эмоционального интеллекта и софт-скиллов – ключ к успешному развитию карьеры любого человека. Речь не о желании считывать потребности людей и манипулировать ими, а об умении понять, как выстроить коммуникацию с окружающими.
Эти навыки можно развивать только при условии постоянной работы над собой. Нужно общаться с другими людьми и применять полученную информацию в жизни.
Обучение на собственном опыте и опыте окружающих – отличный способ развить софт-скиллы и эмоциональный интеллект.
Также можно развивать навык активного слушания. Чем лучше вы будете понимать чувства и переживания других людей, тем качественнее будет коммуникация с ними.
Еще следует работать над эмоциональной устойчивостью: без стресса в учебе и работе никуда, так что если выходить из строя из-за каждой мелкой проблемы или форс-мажора, то на пользу это точно не пойдет.
Поможет работа над критическим мышлением: умение просчитать ситуацию на несколько шагов вперед, прогнозировать реакции людей, трезво и вдумчиво анализировать поступающую информацию.
Есть специальная литература, изучение которой может помочь прокачать софт-скиллы и эмоциональный интеллект. Чтобы развить коммуникацию, советуют книгу Мортена Хансена «Коллаборация. Как перейти от соперничества к сотрудничеству».
Критическое мышление можно развить через работу над логикой и наблюдением. Почитать об этом можно в книге Дайаны Халперн «Психология критического мышления».
Про работу над эмоциональным интеллектом пишет Дэниэл Гоулман в книге «Эмоциональный интеллект в работе».