В Казахстане предложили ограничить свободу слова и мирные собрания
26 января 2026 года депутат мажилиса Снежанна Имашева предложила уточнить нормы Конституции Казахстана, касающиеся свободы слова и права на мирные собрания. Речь идет, в частности, о расширении оснований для ограничения этих прав. Youth.kz обсудил эти предложения с правозащитником и юристом Евгением Жовтисом.
По словам Евгения Жовтиса, свобода слова и право на мирные собрания в Казахстане изначально не являются абсолютными. Возможность их ограничения уже предусмотрена статьей 39 Конституции.
«Я не очень понимаю, из-за чего возник весь ажиотаж. Ограничения свободы слова и мирных собраний в Конституции уже есть, они предусмотрены статьей 39», – отметил правозащитник.
Он пояснил, что такие ограничения допускаются и международным правом. Это закреплено в Международном пакте о гражданских и политических правах, который разрешает ограничения свободы слова и собраний при соблюдении определенных условий.
Ключевым требованием, по словам Евгения Жовтиса, является соблюдение так называемого трехчастного теста.
«Первое, ограничения должны быть закреплены в законе, принятом парламентом. Это не может быть приказ или подзаконный акт», – подчеркнул правозащитник.
Во-вторых, ограничения должны преследовать одну из легитимных целей, признанных международным правом. Евгений Жовтис перечислил их:
- национальная или общественная безопасность;
- общественный порядок;
- здоровье, мораль и нравственность населения;
- права и свободы других лиц.
«То, о чем говорит депутат Имашева – «духовно-нравственные ценности» – по сути является расширенным или уточненным толкованием категории нравственности, которая уже присутствует в международных стандартах. А защита чести и достоинства относится к защите прав и свобод других лиц», – пояснил Евгений Жовтис.
Третье условие – необходимость и соразмерность таких ограничений. Государство, по словам эксперта, должно доказывать, что ограничения действительно нужны и соответствуют заявленной цели.
При этом правозащитник подчеркнул что сами основания для ограничения прав уже закреплены в Конституции. В ней существуют права, которые не могут быть ограничены ни при каких условиях, и права, допускающие такие ограничения.
«Есть защищенные права, например запрет дискриминации или свобода от пыток. А свобода слова и мирные собрания относятся к тем правам, которые могут быть ограничены», – пояснил эксперт.
По мнению Евгения Жовтиса, ключевой вопрос заключается не в формулировках поправок, а в том, как эти нормы будут применяться на практике.
«Для нашей ситуации главный вопрос – это то, как эти нормы будут интерпретироваться и применяться правоохранительными органами и судами. В этом и есть основная интрига», – резюмировал правозащитник.