Казахстан отчитается в ООН по правам человека

Что рекомендовал МИСК правительству

В этом году ООН проводит Универсальный периодический обзор (УПО) – то есть 193 страны будут отчитываться друг перед другом о соблюдении прав человека. Казахстан также готовится к отчету – и не только государство, но и гражданское общество. Рассказываем об этой работе и докладах МИСК в Универсальный периодический обзор по Казахстану.

Что это и как происходит обзор?

Универсальный периодический обзор (УПО) – это механизм Совета по правам человека ООН, который работает с 2006 года, и в рамках которого раз в четыре года проводится обзор выполнения обязательств в области прав человека 193-мя государствами-членами ООН. В этом году пройдет Четвертый цикл УПО.

Обзор проводится на основе следующих документов: 

  1. информация от государства, которая может иметь форму «национального доклада»; 
  2. информация независимых специалистов и групп экспертов в области прав человека; 
  3. информация от НПО и национальных правозащитных учреждений. 

Обзор каждого государства в Рабочей группе длится три часа. Это интерактивный диалог между рассматриваемым государством, членами Совета и странами-наблюдателями.  Во время этого обсуждения любое государство-член ООН может задать вопросы, высказать свои заключения и/или рекомендации в адрес рассматриваемого государства. 

Что рассматривают?

УПО оценивает выполнение государствами обязательств в области прав человека, закрепленных в следующих документах: (1) Устав ООН; (2) Всеобщая декларация прав человека; (3) инструменты в области прав человека, участниками которых является государство (договора в области прав человека, ратифицированные соответствующим государством); (4) добровольные заявления и обязательства государств (в том числе национальная политика в области прав человека и/или осуществленные программы); и, (5) международно-правовые инструменты в области прав человека. 

Каков результат?

После проведения обзора, издается “итоговый документ”, который включает в себя вопросы, заключения и рекомендации, сделанные государствами во время обзора, а также ответы рассматриваемого государства.

Государство, которое получило рекомендации УПО, несут ответственность за их внедрение. На следующих встречах оно должно отчитаться о ходе имплементации. Если рекомендации не выполняются Совет рассматривает отказ государства от сотрудничества с механизмом ООН. 

Казахстан в УПО 

Казахстан последний раз отчитывался в УПО в 2019 году и тогда получил 137 различных рекомендаций по таким темам, как Имплементация международных норм, Правовые, институциональные и политические рамки, Национальный механизм по правам человека, Равенство и недискриминация, Бизнес и права человека, Свобода мнения и выражения и право на доступ к информации и многим другим. Отчет Казахстана со стороны государства в 2019 году, а также за прошлые периоды, можно посмотреть здесь, а веб-трансляцию здесь.

Например, в 2019 году Казахстан отчитался о том, что в «2017 году реформировал свою Конституцию с целью перераспределения полномочий между ветвями власти, передачи полномочий Президента Парламенту и повышения прямой ответственности Парламента и правительства перед казахстанскими гражданами, а также создал механизм «обратной связи» между общественностью и правительством путем создания общественных советов».

Может быть, для 192 государств это звучит, как достижения, но для казахстанцев очевидно, что общественные советы – формальные площадки, которые используются государством, когда нужно показать видимость демократии. Так, мы все видели недавнее рассмотрение петиции «о запрете пропаганды ЛГБТК+», и видели, насколько неравными были возможности высказать у тех, кто за запрет пропаганды, и у тех, кто доказывал, что пропаганды нет. 

Также наше государство отметило, что в «2019 году в Казахстане произошла мирная и прозрачная передача власти. Ввиду досрочной отставки Н. Назарбаева президентские выборы были проведены 9 июня 2019 года. Вновь избранный Президент Касым-Жомарт Токаев в своем первом публичном выступлении объявил о быстром воплощении в жизнь концепции «Слышащего государства».

Мы также помним, что на выборах 2019 года оппозиционному кандидату и наблюдателям угрожали за возможную защиту голосов избирателей. Одна из координаторок штаба Амиржана Косанова и наблюдательница Арайлым Назарова рассказывает об этом в нашей программе «История не умалчивает».

Именно для того, чтобы отчет сохранял связь с реальностью, в процедуре Универсального периодического обзора участвуют общественные и правозащитные организации: они корректируют похвалу самих себя со стороны госорганов и рассказывают о нарушениях прав человека, политических заключенных, преследованиях активистов и регрессивных законах. Кроме того, правозащитные организации разрабатывают рекомендации, на которые смогут опереться иностранные делегации при вынесении своих рекомендаций в адрес Казахстана.

Рекомендации МИСК

Молодежная информационная служба Казахстана участвует в составлении рекомендаций для цикла УПО 2024 года в составе коалиции правозащитных организаций Казахстана. Мы предоставили рекомендации по трем темам: выборы, право на образование и право на доступ к информации. Каждому блоку рекомендаций предшествует анализ ситуации за прошедшие 4 года и основные проблемы в рассматриваемой области.

Выборы

Наблюдением за выборами мы занимаемся с 1998 года и в партнерстве с коллегами разработали 14 рекомендаций, главные из которых: это «Выполнять свои обязательства по международным договорам о правах человека и в сфере проведения свободных и справедливых выборов» и  «Обеспечить свободное и справедливое проведение всех выборов, гарантировать полную беспристрастность и независимость избирательных комиссий, предпринять решительные меры для предотвращения давления на избирателей и соблюдать основные свободы в ходе избирательных кампаний».

Право на образование

Больше 25 лет МИСК обучает молодежь правам человека и в 2023 году мы провели исследование образовательных программ в области прав человека. Выяснилось, что в Казахстане отсутствует системное образование молодежи правам человека. Наши рекомендации в этой области в основном сфокусированы на том, что необходимо: принять Национальный план действий по образованию в области прав человека в Республике Казахстан, согласно международным образовательным стандартам и программам ООН в области прав человека» и «Разработать для дошкольного, школьного, вузовского образования специальные программы по правам человека, которые дают разъяснение их природы, а также механизмов их действия и защиты». 

Доступ к информации

Этот блок рекомендаций мы основываем на своем втором исследовании: документировании Кантара, в рамках которого мы проанализировали 200 000 сообщения в СМИ и соцсетях, а также жалобы журналистов, адвокатов и правозащитников на недостаток информации по время протестов и после – во время судебных разбирательств.

Так, мы советуем правительству «Разработать протокол информирования граждан во время чрезвычайных событий и разработать каналы быстрого и полного распространения официальной правдивой информации о событии», «Исключить практику отключения сети Интернет во время чрезвычайных ситуаций, превентируя распространение дезинформации и обеспечивая граждан своевременной и полной правдивой информацией о происходящем», а также «По каждому факту непредоставления доступа к информации для обратившихся возбуждать административное дело по Ст. 456-1 КОАП, которая регулирует незаконное ограничение права на доступ к информации».

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»