Обсуждение запрета пропаганды ЛГБТК+: подмена фактов и формальный диалог
1 августа прошло открытое заседание госорганов и экспертов по обсуждению петиции «О запрете пропаганды ЛГБТ». Несмотря на поддержку петиции большинства членов рабочей группы, ее не приняли в полном объеме.
Заседание выглядело так, будто ему заранее прописали сценарий, в особенности для выступающих за поддержку петиции. Большая часть аргументов спикеров, поддержавших петицию, были практически одинаковыми. Модерации так таковой не было, однако организаторы старались давать больше слов тем, кто был «за» принятие петиции. Даже в осуждении чувствовалась дискриминация: никто не защищал здесь равное право сторон на высказывание. Никто не регулировал оскорбления в адрес выступающих против петиции. Попытка показать открытое, конструктивное и демократическое обсуждение вышла очень формальной.
Аргументы поддержки петиции
Ренат Зулхаиров, зампредседателя Комитета административной полиции МВД, заявил, что пропаганда ЛГБТ должна быть запрещена для защиты детей от педофилии. При этом о том, что статистически чаще педофилами становятся гетеросексуалы, он не отметил.
Гульнар Сарсенбаева, замдиректора Департамента организации медицинской помощи Минздрава, аргументировала свою поддержку петиции вредом от энергетиков и вейпов. Как связаны эти две темы, не совсем ясно, поэтому здесь скорее можно говорить о подмене аргументов.
Ляззат Кульпеисова поддержала петицию и предложила «ввести уголовную ответственность за пропаганду извращений», аргументируя это тем, что Казахстан – мусульманская страна, а поддержка ЛГБТ – это лишь спектакль. Также она упомянула, что Конституция РК не защищает ЛГБТ-сообщество, потому что там “нет ни слова про ЛГБТ”.
В целом большая часть защитников петиции была озабочена вопросами демографии: «Если дети будут поддерживать ЛГБТ, то казахи исчезнут как нация», а также подозрениями о поддержке пропаганды ЛГБТ в Казахстане со стороны Америки и Европы: «Моя позиция в том, чтобы запретить иноагентов». Часть аудитории, поддерживающая петицию, активно поддерживала аргументы спикеров, из зала даже прозвучали оскорбления и фразы: «Заднеприводный» и «Казахскость не принадлежит ЛГБТ, снимите с себя национальную одежду».
Аргументы правозащитников
Евгений Жовтис, эксперт и правозащитник, высказался против петиции. Он объяснил, что сексуальная ориентация не может быть пропагандирована, а соответственно, сложно говорить о существовании пропаганды ЛГБТ как таковой. С другой стороны, принятие петиции может навредить международной репутации Казахстана, так как напрямую ущемляет права человека.
На 8-й минуте своей речи Евгения Жовтиса перебила часть аудитории, поддерживающая петицию, возмущенная тем, что эксперт якобы не соблюдает регламент, поэтому дальнейшие аргументы спикеру презентовать не удалось. Стоит также отметить, что замечания о регламенте и нарушении порядка делали только стороне зала выступающих против петиции, в то время как именно поддерживающие петицию срывали речи спикеров и активистов.
Одна из противниц петиции также выразила обеспокоенность тем, как будет определяться пропаганда ЛГБТ. Она также напомнила, что из-за невозможности устроиться на работу, трансгендерные люди уходят в секс-индустрию уже в возрасте 15-17 лет из-за того, что семьи не готовы принять сексуальную ориентацию или гендерную идентичность детей или внуков, и в связи с этим выгоняют их из дома, не оказывая никакой дальнейшей финансовой поддержки.
«Я не хочу, чтобы мои дети не могли найти в интернете подтверждение тому, что они нормальные. Они не должны убивать себя из-за того, что их не принимают», – сказала она.
Один из спикеров также напомнил членам рабочей группы, что аргументы о том, что Казахстан – мусульманская страна, не имеют большого веса в силу того, что согласно Конституции Казахстан – светское государство. Также он напомнил, что исконная вера казахского народа – тенгрианство. Свою речь он завершил фразой: «Это всё выглядит так же, как если человек, не любящий арбузы, начнёт всем их запрещать».
Также противники петиции отметил и такое последствие принятия петиции – как нарушение прав ВИЧ-инфицированных, как, например России, в которой после запрета ЛГБТ количество населения, страдающего от ВИЧ, превысило 1%. На данный момент в Казахстане только 0,3% населения заражены ВИЧ-инфекцией.
Каков результат?
После завершения обсуждения правозащитники провели пресс-конференцию и поделились своими мнениями о прошедшем заседании.
В итоге было принято предварительное решение о частичном удовлетворении петиции по требованию «Защитить, оградить подростков и детей от пропаганды и культивирования сексуальных отношений». То есть ограничить распространение сексуализированного контента среди несовершеннолетних, однако какое отношение к этому имеет петиция о пропаганде ЛГБТК+ сообщества так и не ясно. Также в решении было упомянуто, что Министерство науки и высшего образования в 2024-2025 году должно провести научно-исследовательскую работу и проанализировать международные исследования о влиянии ЛГБТК+ сообщества на детей, после чего будет организовано новое общественное обсуждение по поводу петиции.
«Многие спрашивают, что такое частично поддержали, как это теперь воспринимать. Ну вы видите, да, что не поддержали полностью. Это означает, что все равно услышали голоса ЛГБТК+ сообщества, ЛГБТК+ активистов и активисток. Так что эта борьба будет продолжаться и очень радует, что мы все смогли солидаризироваться, приехать, увидеть, как это происходит, участвовать в этом», – поделилась своим впечатлением по итогам заседания глава инициатива «Феминита» Жанар Секербаева.