«Стрелять на поражение». Важные моменты из доклада Правозащитного Альянса о январских событиях

фото Rukh2k19D

Для подготовки доклада, проливающего свет на хронологию январских событий, Правозащитный Альянс обработал более 1000 часов видеозаписей и 10 000 страниц различных документов. Анализ последующих репрессий и череды уголовных дел в отношении элит «старого» Казахстана, наводит на главный вопрос — кто же виноват?

5 июня Правозащитный альянс в поддержку фундаментальных прав выпустил доклад «Стрелять на поражение», авторами которого стали члены Альянса и правозащитники Бахытжан Торегожина и Евгений Жовтис. 

На материале 600 кейсов, из которых 579  – это свидетельства граждан, авторы доклада приходят к выводу, что мирные протесты переходили в насильственную фазу, особенно на юго-востоке страны, скоординированно и синхронно. Это говорит о хорошей подготовке нападавших. Немаловажный момент — продвижение немногочисленных групп людей происходило от окраин, а по мере приближения к центру городов к ним присоединялись другие люди. Граждан призывали выйти в поддержку Жанаозена, в то время как организованные группы громили оружейные магазины, банкоматы, офисные здания и государственные учреждения. 

Правозащитники считают, что право на свободу выражения мнения, объединения и собраний необоснованно ограничивалось в дни январской трагедии. Арестованы были сильные лидеры, способные найти общий язык с толпой. К сожалению, также уверены авторы доклада, ошибки января тщательно не проанализированы государством, а необходимые административные меры ограничения произвола властей так и не приняты.

Мифы января

Во время январских событий казахстанцы оказались в положении дефицита информации — из-за отключения сотовой связи и Интернета не было возможности даже связаться с родными. О происходящем в стране люди могли узнать только из эфира республиканских каналов. Это породило множество мифов и авторы доклада приводят их краткий перечень.

Первый миф — переворот организовал экс-президент Назарбаев якобы для того, чтобы вернуться к власти. Второй — январские события были спецоперацией Токаева по устранению фактического двоевластия. Третий — это «камбек» Дариги Назарбаевой. Четвертый миф основывается на заявлениях спецпрокурора Р. Ожарова и госсекретаря Е. Карина о том, что события в январе были результатом управляемой атаки из-за границы. Пятый миф под названием «Иуда» винит во всем госизмену экс-начальника КНБ Масимова. 

«Мифы – на то и мифы, что правды в них может и не быть. Кто же на самом деле всё организовал и где находился единый штаб по координации воинствующих группировок по созданию хаоса и массовых беспорядков более в чем 11 областях страны, если такой центр действительно существовал, можно было бы узнать из материалов уголовного дела и судебного процесса над Каримом Масимовым и его подчиненными, однако, он защищен грифом «совершенно секретно». 24 апреля 2022 года общество узнало, что бывший председатель КНБ РК Карим Масимов был приговорен Специализированным межрайонным судом по уголовным делам г. Астаны к 18 годам лишения свободы, а его заместители Ануар Садыкулов, Даулет Ергожин и Марат Осипов к 16, 15 и 3 годам лишения свободы соответственно. При этом осталось совершенно непонятным, за что осудили руководство КНБ РК, чем и как была доказана их вина?» — пишут правозащитники в докладе.

Еще один приговор в отношении бывшего министра обороны Мурата Бектанова также оказался не доступен для всеобщего ознакомления. Ему было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного статьей 451 «Превышение власти» УК РК. Суд признал его виновным и назначил наказание в виде 12 лет лишения свободы.

Исполнение приказа или превышение полномочий?

Приказ «стрелять на поражение» Токаев анонсировал 7 января в эфире республиканского телевидения. Однако, согласно выступлению Генпрокурора Берика Асылова, первый раз боевое оружие силовики применили около 16:00 5 января при обороне Резиденции президента в Алматы. В тот же день погибли 80 человек, более половины жертв приходится на Алматы (48).

«Я не хотел убивать, не было умысла специально кого-то убить… Я всего лишь стоял на посту и выполнял задачу, я просто выполнял приказ», — говорил в суде осужденный на 6 лет рядовой Марк Злуняев. Выпущенная им пуля убила пастуха.

Согласно нормам законов «О правоохранительной службе», «О национальной гвардии», «О противодействии терроризму», применять летальное оружие силовики могут в случае угрозы жизни и здоровью граждан. Тогда встает вопрос, нужен ли был вообще специальный приказ президента? 

«Каковы были основания для применения оружия? Есть международные конвенции, в которых ясно сказано, когда разрешено применять огнестрельное оружие. Были ли в каждом отдельном случае стрельбы на поражение и гибели граждан соблюдены все условия, определенные в законодательстве? Ответ – нет, не были соблюдены», — отмечает директор Бюро по правам человека Евгений Жовтис

Данные документирования говорят о том, что силовики применяли оружие неизбирательно и незаконно. Отсюда и такое большое число погибших, в том числе детей. Среди зафиксированных в базе погибших 6 несовершеннолетних: 1 девочка 4 лет, по одному ребенку 12 и 15 лет и 3 человека 17 лет. 

Случайный прохожий и обычный работник 

Группа Бахытжан Торегожиной собрала базу из 579 кейсов пострадавших, раненых и убитых участников протестов. 98% жертв происходящих беспорядков являются гражданами Казахстана. 2% составляют граждане Кыргызстана, России, Узбекистана и Израиля – их в общей сложности 6 человек. Средний возраст пострадавших и погибших составляет 33-34 года. 

Пострадавшие и погибшие были в основном наемными работниками (34,9% и 32%) и самозанятыми (29,2% и 36%), предприниматели и бизнесмены среди погибших составили 6,3%.

По данным доклада, 33,9% пострадавших были добровольными участниками митингов, 16,4% пострадали, не находясь на месте событий, 15,7% не планировали принимать участия, но остались. 17,1% (!) – случайные жертвы, 2,8% – были наемные участниками митинга, 9,7% находились для наблюдения. Также 1,2% сообщили, что их заставили участвовать.Также авторы доклада делают вывод, что молодежь до 35 лет вовлекается активно в события, и среди незапланированных участников их больше всего.

На основе представленной информации сформулирован портрет среднестатистической жертвы январских событий. Это типичный гражданин Казахстана с умеренным уровнем дохода (доход самозанятых составляет примерно 70-80 тысяч тенге). Возраст этого человека на момент происшествий составляет около 33-34 года. Он оказался в зоне беспорядков случайно или просто вышел из дома в неподходящее время с 5 по 7 января 2022 года.

Без права на забвение

Правозащитники предлагают проводить расследование январских событий до тех пор, пока не будут выявлены ответственные лица. Также необходимо опубликовать данные о всех погибших и принять указ о реабилитации мирных участников и жертв.

121 рассмотренных в докладе кейсов (подавляющее большинство) свидетельствуют о нарушении фундаментального права на жизнь, закрепленного Международным пактом о гражданских политических правах. Сегодня власть, а в первую очередь президент должны быть заинтересованы в установлении истины и наказания всех причастных к кровавым событиям января.

«Пусть зарубежные эксперты ознакомятся со всеми документами и нашими выводами, пусть выслушают и другую сторону в лице правительства и госорганов, а потом сделают собственные выводы и дадут соответствующие рекомендации», – говорят авторы доклада.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»