«Общество повзрослело через Қаңтар»: доклад МИСК о Январских событиях
15 декабря в Алматы Молодежная информационная служба Казахстана презентовала доклад «Доступ к информации: обращения граждан и месседжи власти во время и после январских протестов 2022 года в Казахстане». В ходе мероприятия эксперты гражданского общества обсудили интерпретацию Январских событий и их влияние на страну, а также предложили улучшить механизмы связи друг с другом в чрезвычайных ситуациях и не надеяться на государство.
Документирование
Базой данных для доклада стали результаты документирования Январских событий, которое МИСК провел с января 2022 по май 2023 года. Документирование проводилось в составе Правозащитного Альянса. Это первое в истории Казахстана документирование, оно собрало более 700 свидетельств очевидцев, потерпевших и переживших пытки казахстанцев во время Қаңтара.
«Цель документирования – зафиксировать свидетельства очевидцев и их доказательства для будущих расследований и адвокаций в защиту прав человека, а также для исторической памяти», – отметила Ирина Медникова, руководитель документирования МИСК.
Координатор документирования МИСК Айнур Садирбаева отметила сложности документирования: «Из-за трагичности событий очевидцам и документаторам было сложно проводить интервью до конца, многие очевидцы отказывались участвовать в интервью и предоставлять видео и фото, так как опасались преследований со стороны государства».
Также, МИСК провел 10 интервью с экспертами, медиа-мониторинг порядка 200 тысяч сообщений в СМИ и социальных сетях на двух языках по 7 категориям, а также проанализировал нормативно-правовую базу по вопросам доступа к информации на казахстанском и международном уровнях.
Хаос в информации
Во время Январских событий информационная повестка казахстанцев пестрила противоречивой и неполной информацией. Отключение интернета полностью парализовало работу масс-медиа, а новости передавались выборочно через государственные СМИ. Только независимые медиа, у которых работали редактора за рубежом, смогли опубликовать какую-либо информацию.
Государство не предоставляло полную информацию о жертвах. Граждане сами начали составлять первые списки погибших в событиях, сверяя данные с их семьями.
Информационная картина формировалась с применением пыток. СМИ заполонили истории граждан, которых принуждали подтвердить свое участие в протестах. Ярким примером этому стал кыргызский пианист Викрам Рузахунов.
Атмосферу общего непонимания усугубляли и заявления задержанных в связи с Январскими событиями, которые говорили о том, что их дела сфабрикованы.
Несмотря на то, что власть сформировала 7 основных месседжей о Кантаре, в том числе дала несколько версий произошедшего, МИСК отмечает, что информация не была полной и достаточной, а на главные вопросы обществу власть так и не ответила. Доступ к информации был нарушен серьезным образом, отметили авторы доклада.
«Қантар только предстоит осознать, изучить, расследовать. Он стало той отправной точкой, когда общество «повзрослело» и стало осознавать себя источником власти. «Власть обязана объясниться со своим народом, поскольку хочет она или нет, Январь стал частью «общественного договора» между нами», – отметили респонденты исследования.
Что изменилось после Январских событий?
Гульмира Биржанова, юрист общественного фонда «Правовой медиа-центр», отметила, что государство признало ошибкой отключение интернета, представило закон «О масс-медиа» и «белые списки», добавило статью о распространении ложной информации, внедрило инструмент петиций и опубликовало список организаций, которые получают иностранное финансирование.
В январе 2023-го года государство внедрило «белые списки» СМИ, которые могут работать в условиях ЧС. Проджект-менеджер «Ландшафт цифровых прав и свобод Казахстана» Елжан Кабышев рассказал, что этот инструмент Казахстан скорее всего перенял из опыта Индии. Это грозит ограничениями:
«Белые списки будут использовать как инструмент, чтобы можно было вводить интернет шатдауны. В список войдут только отечественные сайты, у которых есть юридическое лицо в Казахстане (...) При этом белый список не гарантирует доступ к сайтам, которые есть в этом списке. Государство может включить медиа, а потом исключить в период ЧС».
Гульмира Биржанова отметила, что после Январских событий среди гражданского общества выросла культура информационной безопасности. Все больше казахстанцев начали пользоваться телеграм-каналами, которые предоставляют разнообразную информацию.
Блокировки, цензура и преследования
Эксперты выделили давление на СМИ, журналистов и чистку контента в связи с Январскими событиями.
Руководитель документирования МИСК Ирина Медникова отметила, что в первой половине 2022-го года половина видео и фото с Январских событий удалялись из интернета. Удаление материалов продолжилось – 30% материалов действующей базы МИСК уже недоступны в сети. Эксперты подозревают, что зачистку ведет государство.
После освещения Январских событий часть СМИ подверглась блокировкам. Так, SMM-специалистка Azattyq Жанар поделилась, что в 2022 году в отношении сайта Azattyq применили троттлинг – замедление загрузки трафика, при котором снижается его доступность. Троттлинг – эффективный инструмент, так как он не блокирует сайт напрямую, его сложно отличить от перегрузки сети. При этом из-за троттлинга уменьшается посещаемость сайта.
Государство преследует и отдельных представителей медиа. Так, политик Рыспек Сарсенбаев считает, что причина ареста журналиста и автора youtube-канала Думана Мухаметкарима – освещение Январских событий, открытая критика действий властей.
Смотря в будущее вместе
Журналисты-респонденты исследования отметили, что при повторении ситуации нет надежды на государство и нужно разработать механизм для связи друг с другом, а также для освещения подобных событий.
«Сейчас значительно важнее развивать горизонтальные связи для эффективного использования информации, понимать, что вертикальное взаимодействие [с авторитарным государством] будет всегда с четким упором на контроль», – подытожил обширную дискуссию Директор «Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности» Евгений Жовтис.