Средний класс в Казахстане составляет 4%. Почему это плохо?
Доля среднего класса в Казахстане едва достигает 4%*, в то время как наименее обеспеченными остаются 49% казахстанцев. О чем может говорить такой перевес и какую роль играет средний класс в экономике страны – разбираемся вместе с экспертами.
Доходы казахстанцев по классам
Средний класс в Казахстане – руководители подразделений, геологи, инженеры, пилоты, маркетологи, финансисты, программисты и др. Их ежемесячные доходы варьируются от 700 тысяч тенге до 1,2 млн тенге. На базовые расходы они тратят 40–50% доходов.
Суммарно с достатком ниже среднего проживает 94% казахстанцев, из которых 49% – наименее обеспеченные граждане. Последние могут тратить до 100% заработка на базовые потребности. При доходах в районе 70–200 тысяч тенге.
Преуспевающих казахстанцев всего 1,5%. Это руководители предприятий, финансовые директора, капитаны воздушного судна, шеф-повары, IT-специалисты и прочие специалисты с заработной платой в 1,2–2 млн тенге. А обеспеченных граждан с ежемесячным доходом выше 2 млн тенге в Казахстане всего 0,5%.
Зачем нам средний класс?
Средний класс – двигатель инноваций и стабилизатор общества. В странах со стабильным режимом он составляет 40–60% населения. К примеру в Швеции и Норвегии этот показатель один из самых высоких — 80%.
Эксперт Института инновационной экономики, профессор КазНУ им. аль-Фараби Магбат Спанов отмечает, что средний класс выступает опорой и участвует в экономических процессах не только как граждане страны, но и как сопартнеры и соинвесторы в различных экономических и общественных проектах. Эксперт рассказывает, что в Казахстане средний класс начал формироваться только после обретения независимости:
«В КазССР население в целом было экономически однородным, небогатым. Выделялись отдельные небольшие группы, но они не были привязаны к владению какой-то собственности, ресурсам или недвижимости, а больше имели доступ к каким-то материальным благам, недоступным большинству населения. Но состав и численность групп постоянно менялись, поэтому сразу менялось и материальное положение таких людей. Это не передавалось полностью по наследству».
Причины дестабилизации
Низкая доля среднего класса – тревожный звоночек. Основатель Ekonomist.kz Касымхан Каппаров отмечает, что доля среднего класса в Казахстане была максимум 15%. В последнее время она уменьшается:
«За последние 3 года мы наблюдаем падение доходов населения из-за высоких темпов инфляции. Инфляция в последние годы росла в первую очередь за счет роста цен на недвижимость и на продукты питания. На это повлияло вторжение России в Украину и непродуманные решения нашего правительства в области экономической политики. В частности речь идёт о досрочном снятии пенсионных накоплений для покупки жилья, что привело к почти двукратному росту цен на недвижимость. Ситуацию усугубил приток россиян в сентябре 2022 года».
На формирование среднего класса может влиять только внутренняя политика страны. Мировые экономические кризисы меняют лишь численный состав социальных групп, но не оказывают прямого влияния на формирование.
«Влияние кризисов ощущается везде по-разному. Для примера, в Японии и Швеции, где проводится сильная социальная политика, такое влияние ощущается меньше, чем в других странах», — считает Касымхан Каппаров.
Корректность исследований
Возможно средний класс в Казахстане так мал, потому что его неправильно оценивают.
«В целом, в Казахстане отсутствует научное понятие среднего класса. В своих расчетах и категориях мы используем сложившиеся западные категории и критерии определения среднего класса, в первую очередь с точки зрения получения дохода. А средний класс экономически развитых стран мира и только развивающегося Казахстана имеет существенные отличия», — объясняет Магбат Спанов.
В свое время в Национальном Банке думали оценивать средний класса по накоплениям в банках второго уровня и возможным пенсионным отчислениям ЕНПФ.
Как «реанимировать» средний класс?
«Для увеличения среднего класса в стране должна проводиться проактивная политика по “выращиванию” – нужно обеспечить хорошее качество образования, медицины, экологии и личной безопасности. Также нужно создать условия для развития частного предпринимательства и защиты частной собственности. Кроме того, важно привлекать таланты из других стран, которые будут привозить с собой новые знания и развивать местные организации», — поясняет Касымхан Каппаров.
В Казахстане растет бедность, хотя государство увеличивает расходы на социальные нужды. Экономисты поясняют, что пособия для уязвимых слоев населения малоэффективны в решении проблемы.
«В первую очередь государство должно заботиться о создании рабочих мест, чтобы снять давление на бюджет. Правительству сейчас необходимо заново создавать экономическую среду для увеличения доходной базы, формирования среднего класса и решать социальные проблемы только тем людям, у которых отсутствуют по-настоящему возможности самостоятельно зарабатывать деньги», — добавил Магбат Спанов.
Касымхан Каппаров также отметил роль гражданского общества:
«Увеличение доли среднего класса – прямое следствие развития гражданских институтов. Если граждане участвуют в принятии решений при формировании государственной политики, они могут обеспечить более справедливое распределение ресурсов в экономике».
К чему приводит высокий уровень бедности?
Специалисты Jusan Analytics оценили, что половина (49%) работающих казахстанцев не могут покрыть базовые расходы за счёт своего заработка:
«Стоимость жизни растет быстрее, чем уровень дохода работников. В результате некоторые граждане оказываются в “долговой яме” и испытывают трудности при выходе из такой ситуации».
Как отмечает Касымхан Каппаров, такое состояние общества может послужить причиной социальной напряжённости и закредитованности населения.
Растущее неравенство заставляет бедных влезать в долги, в то время как богатых толкает к чрезмерному сбережению. Вкупе это приводит к финансовой нестабильности, замедлению экономического роста и усилению кризиса. Неравенство приводит к низкой социальной мобильности и высокой преступности. Первое ограничивает рост инноваций, ведь потенциальные гении не могут реализоваться из-за бедности. Второе выражается в высоком уровне насилия.
*Статистика из исследования Jusan Analytics «Финансовая аналитика: сколько мы тратим на повседневные расходы», на основе данных Центра развития трудовых ресурсов и АСПиР за 2022 год.