«Подростки становятся экспертами города»: Темиртас Искаков о Urbanitarium Astana и будущем мегаполиса

В рамках проекта Urmanitarium Astana столичные школьники становятся настоящими исследователями городской среды, учатся предлагать решения для улучшения городской жизни и влиять на реальные решения властей.

Youth.kz встретился с урбанистом и архитектором Темиртасом Искаковым, чтобы поговорить о его проектах и о том, какие инициативы помогают подросткам развивать свои навыки и формировать собственный взгляд на современную урбанистику в Казахстане.

Темиртас, что представляет собой ваш проект Fading TSE?

– Независимая исследовательская платформа Fading TSE была запущена мной и друзьями в Астане в 2019 году. Мы стремимся вести диалог о городе, выходящий за рамки привычного понимания благоустройства и строительства. Через призму истории и культурного наследия столицы мы исследуем, как создать городскую среду, комфортную для всех ее жителей, и воплощаем в жизнь инициативы по ее развитию.

В 2023 году мы присоединились к коалиции Tabiğat Labs, что значительно расширило наши возможности и географию работы. Большинство наших партнеров находится в Алматы, хотя многие их проекты реализуются далеко за пределами одного города. Коллеги из Urban Forum Kazakhstan уже проводили проект Urbanitarium для подростков, создавая платформу, где специалисты из разных сфер могли делиться навыками и своим видением с молодым поколением. Ведь именно эти подростки в ближайшие десятилетия будут формировать политику, экономику и влиять на развитие нашей страны.

За три года работы Urbanitarium в Астане нам удалось сформировать широкое и активное сообщество. В него входят не только подростки-участники программы, но также их друзья, педагоги и родители. Каждый, кто проходит через проект, становится своего рода амбассадором нашего движения: инициирует похожие проекты у себя в школе, участвует в конкурсах и нередко выбирает дальнейшее образование в сферах архитектуры, экологии, географии или экономики. Мы видим, что такая важная тема о том, как развивать и улучшать города, становится все более массовой и значимой.

Были ли моменты, когда идеи подростков удивляли вас своей зрелостью или креативностью?

– У проекта есть постоянная команда кураторов и лекторов. Многие специалисты, которые сначала приходят к нам разово, так вовлекаются в процесс, что остаются и продолжают сотрудничать уже как менторы для подростков. Ребята приходят в программу в 13–14 лет и остаются с нами почти до выпуска.

Исследовательская работа и полевые проекты помогают им раскрыть свой потенциал и почувствовать себя молодыми экспертами, которые смело выдвигают собственные идеи. Так, например, в прошлом году ребята вместе с приглашенным куратором Азизом Таласпаевым, специалистом по организации дорожного движения, отправились в нецентральный район столицы, в «Чугунку», на территорию бывшего чугунно-литейного завода и промзону, где расположена государственная школа. Перед выбором темы и участка исследования они провели небольшой опрос среди школьников. Они хотели узнать, где в городе дети сталкиваются с самой неудобной пешеходной средой возле школ. Опрос распространили по школам и чатам и выяснили, что район вокруг школы в «Чугунке» оказался самым неблагоприятным.

Совместно с куратором ребята отправились на место, чтобы изучить территорию. Меня особенно поразило, что после этой поездки у детей появилось огромное желание провести исследование. Они выявили около 20 проблемных участков пешеходной инфраструктуры. Проект получил название «Безопасный путь в школу». На этом примере подростки показали, сколько проблем существует в области безопасности городской среды: отсутствие освещения, тротуаров, нерегулируемых пешеходных переходов. Они предложили варианты решения всех этих проблем. Мы увидели, какая крутая получилась у детей работа! Потом мы добились встречи с акимом этого района и презентовали ему этот проект.

Как аким отреагировал на этот проект?

– Сначала он был весьма скептически настроен. Ему показалось несерьезным, что какие-то дети и общественники пришли с инициативой. Я предложил ему посмотреть презентацию ребят. И вы знаете, уже во время их выступления он начал с ними спорить, признавая, что дети хорошо владеют темой. Он открывал карту и показывал, что акимат уже сделал в этом районе. Но самое главное, что меня поразило – дети не растерялись. Они были готовы говорить на равных со взрослым человеком, уверенно отстаивать свою точку зрения.

И аким, нужно признать, вел диалог с ребятами без снисхождения или «сюсюкания». В некоторых вопросах подростки активно оппонировали и дискутировали с ним по ряду тем. В итоге получился очень конструктивный и равноправный диалог. По результату аким района пообещал включить рекомендации детей в работу.

Как известно, ребята образовательного проекта Urbanitarium Astana в текущем году проводили исследование территории столичного дендропарка. Расскажите, пожалуйста, об этой работе подростков.

– С июня по август этого года более 350 подростков из Астаны стали участниками бесплатной образовательной программы «Степной город, дерево и человек». Занятия проходили под руководством приглашенных биологов — Алены Кошкиной и Руслана Уразалиева. В рамках инициативы Dendropark Research Lab ребята при поддержке районного акимата разработали и создали новые элементы навигационной и
экологической инфраструктуры дендропарка.

Вместе с кураторами они подготовили информационный стенд с картой и сведениями о растительном мире парка, проложили экологический маршрут по самым интересным видам деревьев, кустарников и трав, изготовили 30 табличек для растений и три «отеля» для опылителей. За лето 2025 года участники программы смогли с помощью приложения iNaturalist нанести на карту 4500 деревьев и кустарников на территории площадью более 10 гектаров. Важно отметить, что в парке встречаются редкие краснокнижные тюльпаны, в том числе тюльпан Биберштейна, который цветет всего около недели весной.

Поскольку растения находятся в открытых местах и их нередко срывают по незнанию, мы разместили табличку с названием вида и указанием на его статус в Красной книге Казахстана, напоминая, что собирать эти цветы запрещено.

Темиртас, как мне известно, в настоящее время вы работаете над проектом Monumental Trees of Kazakhstan. Он посвящен изучению деревьев-легенд, деревьев-памятников нашей страны. Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.

– В рамках Fading TSE я часто ищу информацию об истории города и его объектах. При изучении архивных фотографий нередко натыкался на старые снимки людей с одним тополем в Астане. Меня это заинтересовало, и я начал собирать о нем информацию: фотографии, сведения, истории. Позже выяснил, что дерево до сих пор живо. Я нашел его, но оно находилось за забором. В 2020 году мы завершили сбор материалов, создали отдельную страницу в Instagram и сделали дерево вновь доступным для многих людей.

Для меня этот тополь стал настоящим памятником, ведь с обычным деревом разные поколения горожан вряд ли будут фотографироваться. Место памяти – один из критериев ценности любого памятника, будь то здание, парк или скамейка. В прошлом году я поделился с коллегами и партнерами из Urban Forum Kazakhstan идеей систематизировать информацию о значимых деревьях Казахстана не только с биологической точки зрения, но и как объекты культуры. Они поддержали инициативу и предложили выпустить книгу о монументальных деревьях страны. Сегодня я нахожусь в процессе ее написания.

Летом ездил по регионам Казахстана, собирая материалы. Большую часть информации мне помогли собрать коллеги и местные жители из разных городов. Например, сотрудники Главного ботанического сада помогли узнать о старейшей яблоне Сиверса в Жонгар-Алатауском государственном национальном природном парке.

Темиртас, какой момент или событие оказало влияние на формирование вашего личного взгляда на урбанистику?

– В Астане я живу уже 15 лет, из них первые пять лет учился на архитектора. Моя жизнь и учеба в столице меня сильно сформировали. Я увидел, как небольшой город за короткое время смог развиться и активно застроиться. Бурный рост Астаны и нахождение в центре этого градостроительного и экологического эксперимента повлияло на мое восприятие города. Я понял, что, находясь внутри процесса, важно иногда задумываться над важнейшими вопросами: что можно улучшить, что сохранить или преобразовать, как переосмыслить городскую среду.

В рамках фестиваля Tabiğat Labs, который проходил в Алматы в середине ноября, вы проводили среди посетителей квиз «Как хорошо ты знаешь город?». Вы остались довольны результатами?

– Квиз – это любимый многими интерактив, который я провожу и в Астане, и в Алматы.
Это всегда интересно. Я старался собрать вопросы для гостей фестиваля не только про архитектуру, но и про урбанистику в целом. Когда мы говорим о городе, становится очевидно, что это обширная тема, и к ней причастны не только архитекторы и градостроители. Это еще история, экология, география, биология. К изучению города нужно подходить комплексно. Именно такой подход мы стараемся реализовывать в наших проектах. Важно показывать, что обсуждать город, его проблемы и решения должны не только профессионалы, работающие с городской средой, но и все горожане: от детей до пенсионеров. Город – это место, где мы все живем, и вклад каждого его жителя всегда ценен и полезен.

Каким вы видите идеальный город в Казахстане через 10–15 лет?

– Для меня идеальный город – это город, в котором все горожане, вне зависимости от района проживания или уровня дохода, имеют доступ к культурным, социальным и природным объектам, чистому воздуху, а также равные возможности реализовывать свои права на городскую среду. Будь то мобильные молодые люди, люди с инвалидностью, мамы с колясками, дети или пожилые люди – городская среда должна быть безопасной, комфортной и доступной для всех.

Понятно, что мир не идеален, но мы должны стремиться к тому, чтобы достойно относиться ко всем участникам единого организма под названием город и делать их полноправными и счастливыми горожанами.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»