«Когда шутку воспринимают как преступление, Казахстан откатывается назад в рейтингах свободы слова»: адвокат о деле Темирлана Енсебека
Накануне основателя сатирического канала Qaznews24 Темирлана Енсебека допросили в рамках расследования по статье 274 УК РК – «Распространение заведомо ложной информации». Максимальное наказание по этой статье составляет до трех лет лишения свободы.
Енсебек ранее стал фигурантом громкого уголовного дела, вызвавшего резонанс в Казахстане. В апреле 2025 года суд приговорил его к пяти годам ограничения свободы и запретил заниматься журналистской, правозащитной и политической деятельностью после публикации сатирического поста на Qaznews24.
С января 2025 года Темирлан не имеет доступа к каналу: во время содержания в СИЗО и после освобождения ему запрещено вести соцсети. При этом Qaznews24 продолжал публиковать материалы без его участия.
По словам адвоката Жанары Балгабаевой, новое заявление подал депутат Мажилиса Едил Жанбыршин. Однако следствие не уточняет, к какому именно посту у избранника народа есть претензии.
«Нам показали только поручение. В нем не указано, какой пост стал основанием для проверки», – сообщила адвокат в видео, которое оказалось в распоряжении редакции Youth.kz.
Досудебное расследование ведет следственное управление Департамента полиции города Астаны.
Правозащитница назвала происходящее абсурдом и напомнила, что Казахстан уже подвергался критике за попытки уголовно преследовать сатиру.
«В 2021 году Темирлана пытались привлечь за сатирические материалы и тогда дело прекратили. Юмор не может быть „распространением заведомо ложной информации“. Это абсурд», – добавила Балгабаева.
По ее словам, подобные дела вредят репутации страны.
«Когда шутку воспринимают как преступление, Казахстан откатывается назад в рейтингах свободы слова».
По информации адвоката, Темирлан проходит по делу как свидетель с правом на защиту. Он не признает за собой вины.
«Он вел канал до января 2025 года. После его помещения в СИЗО доступа к каналу не имел, а после освобождения ему было запрещено вести соцсети. Публикации после января он не создавал».
По оценке Балгабаевой, расследование продолжится.
«Думаю, одним допросом досудебное преследование не ограничится. Мы дали развернутые ответы и сослались на дело 2021 года. Надеюсь, этот прецедент поможет прекратить и нынешнее преследование».