«Это давление в связи с профессиональной деятельностью»
11 августа полиция Талдыкоргана задержала известную журналистку Сандугаш Дуйсенову, автора резонансных расследований и снимка снесенного во время январских событий памятника Назарбаеву. Через некоторое время после этого ее обвинили по статье 147 УК РК за распространение сведений о частной жизни лица. В отделе полиции журналистку раздели догола и снимали на камеру, о чем она сама сообщила после освобождения. Международный фонд защиты свободы слова "Әділ сөз" и директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис выступили с заявлением в поддержку журналистки.
О работе Сандугаш
Сандугаш Дуйсенова в 2022 году заняла первое место в категории «Время крупным планом» в конкурсе MediaCAMP Fest. Победу ей принес облетевший социальные сети и СМИ снимок снесенного во время январских событий памятника Назарбаеву.
Кроме этого в профессиональном «портфолио» журналистки есть ряд громких расследований. Так, Сандугаш Дуйсенова решила подсчитать соответствует ли количество цветов на клумбах числу заявленному в договоре между акиматом Талдыкоргана и подрядчиком. Скрупулезным трудом ей удалось выяснить, что вместо заявленных 350 тысяч корней, фактически было высажено чуть более 51 тысячи.
В октябре прошлого года журналистка обнаружила на своем автомобиле устройство, снабженное SIM-картой, вероятно, для слежки. Тогда Дуйсенова призналась, что чувствует угрозу своей безопасности, связанную с профессиональной деятельностью.
За что задержали журналистку?
Сандугаш Дуйсенову подозревают в незаконном разглашении персональных данных, а именно ИИН мужчины, отбывающего наказание в местах лишения свободы за убийство. 22 мая 2022 года журналистка опубликовала материал, который должен был помочь правоохранительным органам установить личность человека, застрелившего молодого мужчину и ранившего двухлетнего ребенка, который был у него на руках.
«В публикации в соцсети оказался виден ИИН подозреваемого. Спустя полтора года он написал заявление в прокуратуру области Жетыcу, что и стало поводом для возбуждения уголовного дела по статье 147 части 5», – сообщает «Әділ сөз».
Правоохранительные органы не приняли во внимание, что ИИН подозреваемого более чем за год до публикации журналистки уже находился в публичном доступе. К тому же, не ясен ущерб, причиненный лицу от данной статьи.
«Признаков уголовного правонарушения нет»
Юристы «Әділ сөз», изучив материалы, пришли к выводу, что законность возбуждения уголовного дела под большим вопросом:
«Обвинения в адрес Сандугаш Дуйсеновой не содержат признаков уголовно наказуемого деяния и, по меньшей мере, должны быть переквалифицированы в административное правонарушение».
Согласно казахстанскому законодательству, без факта причинения существенного вреда возбуждение уголовного дела невозможно.
В открытом обращении к президенту Фонд просит поручить Генеральной прокуратуре проверить законность возбуждения уголовного дела и, в случае отсутствия оснований, – потребовать незамедлительного прекращения досудебного расследования.
Унижение и давление в отделе полиции
После того, как Сандугаш Дуйсенову отпустили под подписку о невыезде, журналистка рассказала в интервью КазТАГ, что происходило в отделе полиции Жетысуской области:
«11 августа в отделении полиции (меня) снимали абсолютно голой. Закрыли в ИВС. Когда спросила, зачем они так поступили, то ответили: (затем), чтобы сломать мою волю».
В полиции ситуацию прокомментировали коротко – все санкционировано судом.
Почему это нарушение прав человека?
По статье 146 УК РК «Пытки» устанавливается уголовная ответственность за «Жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение, то есть умышленное причинение физических и (или) психических страданий должностным лицом или лицом, выступающим в официальном качестве».
При этом унижающие действия полиции нигде не регламентированы, обращает внимание Евгений Жовтис:
В Правилах внутреннего распорядка ИВС только есть пункты, касающиеся медицинского освидетельствования, личного обыска, санитарной обработки и опроса. Про унизительную часть с раздеванием в нормативных документах упоминаний нет.
«Процедура раздевания догола и записи на видеокамеры, с моей точки зрения не подпадает под примечание к данной статье и является унижающим достоинство обращением. В случае с журналисткой это можно расценивать и как давление в связи с профессиональной деятельностью журналиста», – добавил директор Казахстанского международного бюро по правам человека.
Как поддержать Сандугаш Дуйсенову?
Международный фонд защиты свободы слова «Әділ сөз» опубликовал открытое обращение к президенту Касым-Жомарту Токаеву, с просьбой провести проверку и выяснить законность действий сотрудников полиции, следственного суда и прокуратуры.
У казахстанцев есть возможность поддержать журналистку, подписав это обращение.