«Все началось с чата активистов»: урбанист Алеся Нугаева о спасении парка Южного в Алматы
Парк Южный в Алматы – это пример того, что будет, если горожане, урбанисты и правозащитники объединятся ради изменения города. На протяжении последних пяти лет тысячи алматинцев вместе боролись, чтобы обновить и вернуть в собственность города любимое всеми место отдыха. Урбанист Алеся Нугаева на Школе прав человека МИСК рассказала, в чем заключается главное значение этой победы и как опыт алматинцев может быть полезен жителям других городов.
С чего все началось?
В 2018 году администрация города Алматы решила провести в парке Южный капитальную реконструкцию. Жители внезапно узнали о планах акимата.
«Это была низовая инициатива. В 2018 году администрация города решила провести в парке Южный капитальную реконструкцию. В один прекрасный день жители близлежащих домов обнаружили парк обнесенным забором», – рассказывает урбанист Алеся Нугаева.
Так началась долгая и эпичная история горожан за право участвовать в судьбе парка.
Как защищали парк?
Всего за пару дней алматинцы собрали более 400 подписей под обращением в акимат с требованием получать информацию о ходе реконструкции.
«Горожане поступили правильно, следуя установленному алгоритму. Сначала обращались в районный акимат, потом городской, так дошли до президента. Они создали чат в WhatsApp, площадку для коммуникаций в Facebook, постепенно вовлекали правозащитные и урбанистские организации. Таким образом за короткий период они добились того, что на встречу к ним приехал аким Алматы. В итоге алматинцы получили возможность мониторить процесс внесения изменений в проект реконструкции парка. Это и количество деревьев, площадок, и состояние оросительных систем, расположение дорожек», – рассказывает Алеся Нугаева.
Больше всего алматинцев возмутило, что акимат планировал снести деревья под реконструкцию:
«Парковочные места, площадки для волейбола и прочие спортивные сооружения на месте зелёных насаждений – это возмутило жителей. Люди хотели защитить деревья».
Право на самоназвание
В 1980-е годы, во время закладки, парк назвали «Аллеей выпускников». Это название фигурирует во всех официальных документах и на картах, но давно утратило актуальность. Горожане называют парк «Южным» и хотят, чтобы его официального переименовали.
«Почти в каждом городе постсоветского пространства есть Аллея выпускников. Такое название не имеет какой-то исторической ценности. “Южным” парк назвали сами алматинцы. Люди, которые ежедневно проводят время там, имеют право самостоятельно выбирать ему название», – считает урбанист.
Двойная цена
Реконструкция парка, которую планировали провести за полгода, затянулась почти на 5 лет. Давние сделки экс-акима с бизнесменами чуть было не лишили алматинцев половины площади парка.
«Спустя три года, путем беспрерывной борьбы, людям удалось сделать парк таким, каким они его хотят видеть. Но тут всплыла история 12–летней давности, из-за которой часть парка осталась без реконструкции. Оказалось, что уже бывший градоначальник Храпунов фактически продал половину парка под жилые комплексы», – рассказывает Алеся Нугаева.
Но и это не стало помехой для горожан. Они снова активизировали деятельность по написанию петиций, обращений, заявлений. Зимой 2023 года им удалось добиться возвращения всей территории парка в фонд города.
«Эта победа граждан активно освещалась в СМИ. Действительно, она имеет большое значение, но куда важнее знать какой ценой она далась. Сначала люди потеряли общественную территорию, а потом им пришлось заплатить ту же сумму, за которую ее продали, чтобы вернуть обратно», – добавила урбанист.
В чем ценность кейса парка Южного?
Механизм, согласно которому действовали "спасатели" парка Южного, может быть полезен активистам из других городов, считает Алеся Нугаева:
«Все началось с чата активистов. После этого они организовали открытую встречу с акимом района. Когда в решение проблемы вовлеклись более 100 человек, начался сбор подписей под петицией. Далее жители стали обращаться к экспертам – архитекторам, урбанистам, экологам. Это делалось для того, чтобы был общественный и экспертный контроль за продвижением проекта. Чтобы не накалять обстановку на встречах горожан с представителями акимата, привлекались городские модераторы. А журналисты, публикуя практически полные стенограммы таких встреч, вовлекали в процесс все больше и больше людей».
Эксперт также отмечает, что для решения проблем города не обязательно иметь специальные знания:
«У многих урбанистика ассоциируется с популярными людьми, которые ходят по городу и критикуют неправильные велопарковки и плитку. На самом деле, урбанистика начинается с людей, с солидарности сообщества. Джейн Джекобс, ставшая "бабушкой" урбанистики, не имела образования архитектора или даже социолога, но смогла вернуть нью-йоркцам, а потом и всем американцам, комфортный город».