Евгений Жовтис о правах человека
В Школе прав человека МИСК выступил правозащитник Евгений Жовтис и провел краткий экскурс в историю прав человека и развития демократии в современном Казахстане. Делимся интересным из лекции правозащитника.
Демократия в Казахстане
Правозащитник вспоминает, что Казахстане после обретения независимости процессы демократизации шли уверенным темпом. Независимые СМИ, оппозиционные партии свободно функционировали в молодом государстве.
По мнению Евгения Жовтиса, выборы в начале 90-х, когда обрушилась коммунистическая партия и фактически закончилось влияние Кремля, были самыми свободными и демократическими в истории Казахстана:
«Президент Назарбаев, приходя в парламент, встречался с критикой, а премьер-министр выступал на независимом телевидении».
Переход к автократии
Конституция 1993 года обеспечивала политическое многообразие и ограничивала сформировавшуюся политическую элиту во главе с первым президентом. Преследуя личные интересы, власть переписала законы.
«После развала Советского союза начался перевод государственной собственности в частную, то есть приватизация. Кто ей занимался? Люди, находящиеся во власти, бывшие функционеры компартии. Процесс приватизации исходно был незаконным и нелегитимным. Поэтому возникла проблема – как защитить обретенные активы. Поэтому в 1995 году Казахстан повернул в сторону автократии, тогда же была изменена Конституция», – считает Евгений Жовтис.
В итоге новая Конституция 1995 года была построена так, чтобы сосредоточить власть в руках президента и нивелировать альтернативы. А также ликвидировала институт Конституционного суда.
Попытки перемен
В начале 2000-х в Казахстане предпринимались попытки демократизации. В частности появился ныне запрещённый ДВК.
«ДВК сейчас ассоциируют исключительно с Аблязовым и Жакияновым, а ведь некогда под декларацией организации подписалась практически вся молодая элита Казахстана», – отмечает правозащитник.
На фоне мировых антиправительственных протестов – "цветных" революций и "арабской весны" – в Казахстане принялись системно исключать возможность формирования политической оппозиции. Все это происходило под видом борьбы с экстремизмом.
Законы против прав человека
Ограничение прав человека в Казахстане порой доходит до абсурда. Например, Жовтис рассказывает, как в 2013-м году 80-летней парализованной алматинке Анне Филатовой акимат запретил провести голодовку. Весь 2014-й год женщина добивалась своего права на мирное собрание – дошла до Комитета ООН по правам человека, после запроса которого ей разрешили протестовать.
Другой пример – дело узницы совести Елизаветы Дреничевой. Женщина являлась приверженицей церкви унификации и попала на скамью подсудимых из-за проповеди. В ее словах судебный эксперт обнаружил признаки родовой розни, а именно "возбуждение ненависти против рода человеческого". Миссионерка получила 2 года тюрьмы за слова о греховности человека, но позже наказание заменили на ограничение свободы.
«Статья уголовного кодекса за разжигание розни и ненависти предусматривает жёсткое наказание. Но при этом решать, есть ли в действиях или словах подозреваемого признаки разжигания ненависти, поручено эксперту, который выносит субъективный вердикт».
«На примере таких кейсов кажется, что наше законодательство абсурдно. Но на самом деле оно построено так, чтобы в любой момент иметь под рукой инструменты для устранения политических оппонентов. Что произошло с членами Народного парламента в этом году? На них завели дела за участие в незарегистрированной организации. Наличие этой нормы закона власть оправдывает борьбой с экстремизмом и терроризмом. Но как определить является ли тот же Народный парламент организацией? Общественное объединение возникает с момента регистрации, до этого его не существует», – добавил Евгений Жовтис.
То же касается свободы передвижения. Наши социально-экономические права привязаны к месту прописки. Вы не получите услуги или льготы, если не докажете, что проживаете по месту прописки. А до 2003 года в стране существовала выездная виза – казахстанцы не могли покинуть страну без разрешения.
Перемены в Новом Казахстане
В международных рейтингах свободы и прав человека Казахстан продолжает занимать низкие позиции. Так, в 2023-м году страна заняла 134-е место в международном рейтинге свободы прессы – это на 12 позиций ниже, чем в прошлом году.
Жовтис отмечает, что в Казахстане наблюдается некоторое улучшение в положении женщин, лиц с инвалидностью и детей. Но большие проблемы остаются в связи с угрозой быть несправедливо задержанным или арестованным. Правоохранительные органы в стране используются, как карательный инструмент.
«Политические права и свободы – это такая сфера, для которой крайне нужна политическая воля и демократическая система управления. Если в парламенте появится оппозиция, то наступит день, когда полиция перестанет проводить беспорядочные задержания», – отмечает спикер.
В завершении лекции Евгений Жовтис приводит пример других стран бывшего СССР, которые смогли использовать ресурсы национальных движений для сепарации от коммунистического прошлого. По его мнению, в реформы в нашей стране это не экономический вопрос. Нужна «политическая воля, чтобы отделаться от тех "90-х", когда формировались состояния современных элит, потому что власть опирается на старые институты, которые ее защищают».