В МУА завели уголовное дело по харрасменту, а преподавателя отстранили от работы
Студентка Медицинского университета «Астана» Аида Жампеисова рассказала в социальных сетях о домогательствах, которым она подверглась в стенах вуза. В полиции девушка смогла в качестве доказательств предоставить аудиозапись, но ее заявление решили оставить без рассмотрения. После общественного резонанса уголовное дело все же завели, а подозреваемого в харассменте 60-летнего преподавателя отстранили от работы. Однако на студентку продолжается травля со стороны его родственников.
Резонансный пост
18 ноября студентка 4 курса Медицинского университета «Астана» Аида Жампеисова разместила на своей странице в Instagram пост.
«17 ноября в 13:00 на Алии Молдагуловой 26Б, я подверглась сексуализированному домогательству и принуждению к половому сношению со стороны преподавателя», — писала девушка.
В тот день она шла на пересдачу экзамена, потому в кабинете кроме нее не было других студентов.
«Он спросил не болит ли у меня живот и начал его трогать и спускаться ниже, он приспустил трусы до лобка и продолжил ощупывать. Потом спросил нет ли у меня проблем с сердцем и лёгкими, я сказала, что нет и он предложил послушать, но я не поняла его. Он закрыл кабинет на ключ и сказал снять бюстгальтер. Я под страхом приподняла бюстгальтер, он принудил меня сесть на стул и залез через воротник кофты, и начал мять мою грудь. Я сказала, что мне страшно и стыдно».
Девушка накануне отпрашивалась с занятий из-за проблем со здоровьем — ей нужно было сдать анализы. В последующем преподаватель описал эти действия, как медицинский осмотр и попытку помочь.
Заявление в полицию
Сразу после случившегося Аида отправилась в деканат, где все рассказала декану и заместителю декана: «Я все сделала по отработанной процедуре». Далее ее ожидало собрание, на котором ей грозили судом в присутствии того самого преподавателя, а потом отвели на дисциплинарный совет.
«Меня сначала послушали, а потом начали задавать странные вопросы: а зачем вы записали на диктофон, вы что-то по юриспруденции знаете? С какой целью вы это сделали? Зачем вы публикуете все в Инстаграм? Для своего продвижения?» — поделилась девушка. Потеряв надежду на университет, она пошла в полицию.
В полиции запись на диктофон не приняли за доказательство.
«По результатам рассмотрения материала органом досудебного расследования принято решение списать в номенклатурное дело, как не подтвердившееся», — прокомментировали в Департаменте полиции Астаны.
Был ли вызван для дачи объяснений преподаватель, были ли опрошены возможные свидетели, какие проверочные действия и экспертизы провели полицейские в ведомстве не пояснили. Youth.kz связалась с пресс-службой Департамента полиции Астаны, где нам пообещали дать комментарий. Однако ответа так и не последовало.
Чуть позже на странице столичной полиции появился видеоролик, из которого следует, что по заявлению студентки все же завели уголовное дело по статье 121 УК РК «Насильственные действия сексуального характера». Если дело не переквалифицируют, подозреваемому грозит от 5 до 8 лет заключения.
Реакция университета
Вуз ответил на пост Аиды пресс-релизом:
«По данному факту незамедлительно начато служебное расследование, преподаватель отстранен от занятий со студентами, до выяснения всех обстоятельств».
20 ноября пресс-служба Медицинского университета «Астана» заявила об увольнении преподавателя. В интервью Azattyq представители вуза пояснили, что «харассмент не подтвержден, но были нарушения, которые не могут иметь место в работе преподавателя». А ректор Камалжан Надыров даже пообещал, что пострадавшая получит медицинскую и психологическую помощь.
Несмотря на заявленную позицию, внутри учебного заведения на девушку и тех, кто ее поддерживает, оказывается давление.
«Я ушла из своей группы вотсап одногруппников АГМА (аббревиатура университета). Там меня обозвали дурой, хайповкой ради красивой инсты. Меня и всех, кто встал на сторону Аиды», — поделилась одна из подписчиц Аиды.
Заявление о клевете
Среди пользователей соцсетей есть те, кто обвиняют Аиду в том, что она пропускала занятия, сама спровоцировала преподавателя.
«Мы видим «жертву домогательств», но не знаем, что человек учащийся всего на 4 курсе, уже не раз создавал конфликтные и публичные разбирательства, таким образом всегда добиваясь своих целей. Она постоянно отпрашивалась у отца по разным глупым для медицинского вуза поводам с пар, а он отпускал», — пишет в социальных сетях сын подозреваемого.
В своих публикациях он отмечает косметологическую клинику, где работает Аида: «Если берете на работу, то несите юридическую ответственность».
Он также опубликовал переписку его отца с Аидой, в которой она сообщает о своей болезни и предоставляет ему справку с диагнозом. В справке указаны личные данные Аиды — ИИН, дата рождения, адрес медицинского учреждения, к которому она прикреплена. Но, самое главное, сыном разглашена медицинская тайна — диагноз, и факт обращения за психологической помощью (девушка тяжело переживала уход близкого человека).
Отметим, что в Казахстане предусмотрена ответственность за распространение личных переписок согласно статье 148 УК РК «Незаконное нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений».
Журналисты Azattyq сообщили, что преподаватель подал встречное заявление на студентку о клевете.
Другие жертвы
Потерпевшей приходят сообщения с фейковых аккаунтов с угрозами и новыми историями домогательств и двусмысленных разговоров этого преподавателя.
Аида поделилась историями в stories:
«Со стороны этого учителя были вербальные и невербальные домогательства».
«Он всегда разговаривает ассоциациями, потому что не понятно, что конкретно он спрашивает. Потом говорит “ну что любят девушки“».
«Он закрыл ключ от кабинета. Свет был выключен. Кабинет без окон. Темно было. Он говорит проходи. А у него был маленький диванчик. Он говорит “ложись“. Сердце чуть не выпрыгнуло из груди. Перестала дышать. Резко повернулась и побежала к двери. Он пытался меня за руку остановить. Открыла ключ и выбежала. Опять сообщение от него “испугалась, девочка?)“ Мне было стыдно кому-либо что рассказывать».
«Есть скрин, как он писал мне ночью. И до меня тоже домогался. Только я вовремя ушла оттуда. Есть переписка, как он зовёт «якобы» заполнять «платонус», а потом пытается приставать».
«Каждый урок пошлые шутки. Эх в шоке. Не ожидала честно».
«Я был у него летом дома. Тогда у меня сильно воспалилась мочка уха. Порекомендовали отправиться к нему. Он пригласил меня на свой адрес. Я до последнего не знал, что это квартира, а не кабинет. Да и он даже от звонка вроде бы понимал же, что не девушка придет. Разговоры вел о левом. Спрашивал, где я и с кем живу».
«Помню, 7 лет назад он мою тахикардию так проверял. Я была в шоке, не могла сказать ни слова. Потом он так резко меняет тему, как будто ничего не было. И ты думаешь может мне показалось».
«Как было в моем случае с ним. Там было далеко не пальпация и тд. А явное домогательство!!!! Начиная “сними кофточку“, заканчивая “дай поцелую в щеку и тогда открою дверь».
Смелое заявление одной девушки подняло общественный резонанс. Теперь учащиеся медицинских вузов и действующие медицинские сотрудницы делятся своими историями о харассменте в системе здравоохранения. К ним присоединились и пациентки.