Мама, прости, я грязная – о чем этот тренд?

В последнее время девушки начали делиться своими историями о сексуализированном насилии и домогательствах в соцсетях.

В последнее время девушки начали открыто делиться своими историями о сексуализированном насилии и домогательствах в социальных сетях. Некоторые пользователи называют это «трендом» и считают, что быть жертвой стало модным. Что же может скрываться за этим явлением?

Один из таких трендов в TikTok называется «Мама, прости, я грязная...». Он рассказывает о случаях домогательств, сексуализированного насилия и предательства со стороны партнёров. 

Суть тренда заключается в использовании эмодзи и фотографий для передачи своей истории. Иногда участники делятся и попытками суицида или селфхарма. 

Тренд поднимает не только проблему насилия, но и другие важные темы: отсутствие доверительных отношений между родителями и детьми, виктимблейминг, мизогинию, недостаток знаний о личных границах и необходимости сексуального образования. Мы решили обсудить этот тренд с экспертами.

Не просто истории, а преступления

Домогательства, насилие и любые виды харассмента — это серьезные правонарушения, которые караются  Уголовным Кодексом РК. Например, за сексуализированное насилие по статье 120 УК РК предусмотрено лишение свободы на срок от 5 до 12 лет. Однако жертвы часто не заявляют о преступлениях в полицию из-за давления общества, равнодушия полицейских и угроз со стороны насильников.

Обвинение жертв и метафора грязи

Под видео в насилии обвиняют самих жертв. В комментариях можно увидеть вопросы «В чём она была одета?» или «Что она делала?». Эксперты считают, что это не нормально, и общество должно останавливать обвинение жертвы.

Феминистка Айгерім Құсайынқызы считает, что это серьезный социальный вопрос:  «Мы должны изменить нарратив, потому что, когда девушки продолжают искать свою вину, мы не можем бороться с виктимблеймингом. Обвинение себя вместо насильника может привести к селфхарму, депрессии, суицидальным мыслям и отчуждению от общества. Это серьезный социальный вопрос».

Такое явления связано и с установкой «секс = грязь». Отношение к сексу формируется задолго до начала половой жизни и часто зависит от отношения родителей. Если в семье секс считается грязным и непристойным, ребенок может вырасти с такой же установкой.

«Грязь» — это метафора всех тех травматичных эмоций, которые испытывает женщина после насилия. Это то, от чего хочется избавиться», — объясняет сексолог Гульмари Кобейсинова.

Половое воспитание

Старшее поколение воспитало детей так, что тема секса часто остается запретной.

 

«Если девочка поделится своей историей в соцсетях, ее могут осудить, использовать информацию для шантажа или манипуляции. Поэтому важно строить доверительные отношения, чтобы ребёнок мог поговорить об этом с родителями», — считает психолог Ирина Украинцева.

При этом для многих по-прежнему активное согласие и личные границы кажутся несовместимыми с романтикой и любовью. Однако сексуальная активность должна быть добровольной и по взаимному желанию.

«Насилие по отношению к телу не всегда осознается. Если согласие было дано под давлением, это всё равно насилие. Это может привести к травматичным чувствам, таким как вина и ПТСР*», — говорит сексолог Гульмари Кобейсинова.

*Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это психическое расстройство, которое может возникнуть когда человек испытал воздействие травмирующего события.

Таким образом это не просто тренд, а тренд, который привлекает внимание к важнейшему социальному вопросу и помогает жертвам обрести поддержку, которую они часто не получают в семье и в полиции.

«Мы должны говорить девушкам, что они чисты и невиновны. Если общество говорит им, что они грязные, они должны дать отпор», — считает Айгерім Құсайынқызы.

«Тренд стал вирусным, потому что люди хотят говорить о сложных эмоциях, таких как стыд и вина. Говорить об этом открыто не всегда безопасно для психики, поэтому они выбирают более экологичный способ выражения (прим. авт. эмодзи)», — добавляет Гульмари Кобейсинова.

 

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»