#ProtestKorpe - виртуальный протест в поддержку Асии Тулесовой
Как это работает?
СЛОВО ИНИЦИАТОРОВ #ProtestKorpe:
Ася Тулесова – это гражданская активистка из Алматы (Казахстан), правнучка казахского поэта Ильяса Жансугурова.
Она известна своими социальными проектами: Парк в Мамыре – комьюнити для жителей отдаленных микрорайонов, Bike2Power – популяризации велосипедной культуры и экологичного образа жизни, Мастерская дизайн мышления для обучения детей моделированию городской среды, С любовью к каждой петельке – проект поддержки пенсионеров.
Проект AUA Group заслуживает особенного внимания. Его целью является мониторинг качества воздуха в Алматы и борьба со смогом. В 2017 году Ася запустила первое в Казахстане мобильное приложение Almaty Urban Air. К нему был привязан датчик, замеряющий частицы пыли и с этого началась эра гражданского мониторинга качества воздуха. Через несколько лет датчики Аси были включены в список официального оборудования, данные которого учитываются в отчетах Казгидромет, а другие активисты создали целые карты таких датчиков.
Кроме социальных проектов Асю всегда интересовали наши права и то, как работает государство: как распределяется городской бюджет, как работает суд и полиция, как работают выборы.
В 2016 году она попыталась выдвинуть свою кандидатуру на выборах в Маслихат Алматы, но власть сняла ее с гонки за разницу в налоговой декларации в 78 тиын.
Весной 2019 года Ася вместе с друзьями запустила акцию «От правды не убежишь» – перед выборами президента группа молодых ребят напомнила обществу о том, что у нас есть выбор. За пикет с плакатом девушка была арестована на 10 суток, а молодежь Казахстана запустила видео-ролик «Мен Ояндым», после которого родилось молодежное движение за политические реформы Оян, Казахстан.
Выйдя из заключения, в интервью с советником президента Ерланом Кариным Ася Тулесова сказала ему о том, что молодежь принуждают голосовать за действующего президента.
В 2020 году Ася вместе с друзьями запустила Sotqa Shakyru – инициативу, выступающую за открытые и справедливые суды. Также она ходила на все мирные собрания, поддерживая это конституционное право всех граждан Казахстана.
6 июня 2020 года она традиционно пошла на митинг, где Демократическая партия Казахстана требовала кредитной амнистии. Полиция, как всегда, начала жесткое задержание протестующих, в том числе начала заламывать руки пожилому человеку. Ася бросилась ему на помощь, перегородила дорогу автозаку, куда грузили людей, полиция толкала и оттесняла ее, пока она не упала на землю. После этого, когда полиция попыталась взять ее под руки, Ася вырывается и в состоянии эмоционального шока сбивает фуражку со стоящего рядом полицейского.
После этого она была арестована, ей предъявлено обвинение в «оскорблении полицейского» и «применении насилия в отношении представителя власти».
Ася объяснила свой поступок на странице Facebook:
«На обрезанном до нескольких секунд видео я сбиваю фуражку с головы рядом стоящего полицейского. И мне очень важно, чтобы вы понимали контекст происходящего.
Действовала я в эмоциональном порыве в ответ на, как я считаю, бесчеловечное жестокое и противозаконное обращение полиции с мирными безоружными гражданами, не представляющими никакой опасности для общества, пришедшими на мирный митинг, чтобы выразить свои мирные требования. Среди задержанных были не только пожилые и молодые люди, пришедшие на митинг, но и просто прохожие. Уже не первый раз я, и не я одна, становлюсь свидетелем такого унизительного отношения со стороны правоохранительных органов к гражданам Казахстана, которые мирно выходят на улицы и площади для того, чтобы высказать свое мнение. Есть масса документального материала, стримов, статей о том, с какой жестокостью обращаются сотрудники правоохранительных органов со своими же согражданами во время митингов.
Почему работники правоохранительных органов, само название которых говорит о том, что они обязаны защищать права и свободы граждан Казахстана, становятся карателями без суда и следствия и препятствуют осуществлению наших базовых прав на свободу собраний и свободу слова?»
Разве это не правда?
Да, нельзя поднимать руку на полицейского, но разве не ясно, что ее жест был реакцией на насилие со стороны полиции?
Разве Ася не заслуживает справедливости? Разве полиция не должна защищать народ, а не скручивать активистов? Разве мы не заслуживаем право на мирные собрания?
Ее арест длится уже больше 20 дней. Адвокаты заявили о том, что такая мера пресечения как арест намного жестче, чем требует закон.
Международная правозащитная организация Amnesty International отмечает, что это является расправой за политическую активность.
Писатель Мурат Ауэзов назвал поступок Аси историческим, отмечая, что она требует новых правил в поведении полиции.
Мы, друзья и единомышленники Аси, знаем ее много-много лет, и хотим уверить всех – Ася не способна на насилие, и это выпад был совершен в ответ на вопиющую несправедливость.
Полиция не должна служить политике и несправедливым законам, не должна жестко задерживать мирно протестующих граждан – именно против этого выступила наша подруга.
Мы требуем справедливого рассмотрения дела Асии Тулесовой, а также призываем полицию служить народу и защищать народ, как единственный источник власти в Республике Казахстан!
Құрақ – это древняя техника и обычай лоскутного шитья в казахском прикладном искусстве, а құрақ көрпе – лоскутные одеяла, сшитые из кусочков красивой ткани и верблюжьей шерсти. Они использовались казахами в повседневной жизни и праздничных обрядах.
Для создания такого одеяла использовались сотни лоскутов, которые складывались в наделенные смыслом фигуры – каждый кусочек ткани был важен, чтобы создать общую картину и передать замысел мастерицы. В рисунок закладывались и зашифровывались добрые пожелания на будущее, поэтому одеялам приписывались магические свойства: считалось, что они способствуют богатству, процветанию, приумножению всего хорошего.
Мы предлагаем помечтать о нашей стране в технике құрақ – создать свой лоскуток, со своим видением, своей частичкой будущего. Каким будет наш Казахстан – что мы хотим в нем видеть и чего не хотим? Против чего мы протестуем сегодня?
Каждый лоскуток важен для корпе, каждый голос важен для нашей страны! И вместе мы соберем одно большое одеяло, видение нашего будущего, наше общее Protest Korpe – то с чем мы сегодня не согласны.
Весной 2020 года, во время карантина, Министерство информации и общественного развития в 2020 году разработало пакет поправок в Закон О мирных собраниях.
Право на мирные собрания – одно из основных политических прав человека, которое государство должно обеспечивать и не мешать гражданам им пользоваться. Оно может быть реализовано в форме митинга, пикета, шествия, демонстрации, акции, флешмоба – на которых граждане собираются и высказывают власти то, с чем они не согласны или то, что хотят предложить. Во всем мире это цивилизованная форма диалога, а власть обязана прийти и выслушать своих налогоплательщиков. В Казахстане это право гарантировано Конституцией.
Поправки в закон о митингах вызвали резкую критику правозащитного сообщества, Международные и местные правозащитники, активисты призывали парламент отложить рассмотрение закона, пока в стране не отменят карантин, они также считают, что законопроект не только не отменяет прежние ограничения, но и вводит новые.
Верховный комиссар ООН по правам человека Мишель Бачелет, директор Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) Ингибьерг Сольрун Гисладоттир, Международная Амнистия, FIDH, FreedomNow, Норвежский хельсинкский комитет призывали власти Казахстана отправить проект закона о мирных собраниях на международную экспертизу. Они также заявляли, что законопроект не отвечает международным стандартам, содержит необоснованные ограничения.
Однако, рассмотрение законопроекта велось в период действия режима чрезвычайного положения, и несмотря на недовольство общества Сенат Парламента Казахстана одобрил его, а 25 мая 2020 года Касым-Жомарт Токаев подписал новый закон.
Теперь, для проведения митинга нужно уведомить об этом акимат, но не просто уведомить, а дождаться его ответа, то есть по сути – разрешения. Кроме того, проводить мирное собрание можно в строго отведенных акиматами местах.
Директор Бюро по правам человека и соблюдению законности, эксперт ОБСЕ по свободе мирных собраний и автор альтернативного законопроекта, правозащитник Евгений Жовтис вышел из рабочей группы в знак протеста против недемократичного законопроекта.
«Теперь пикетирование приобрело своеобразные формы. Потому что теперь это только одиночный пикет и в течение только двух часов, если он не проводится в "специализированном месте". Соответственно, два и более человека уже не рассматриваются как "пикет", а, видимо, как "митинг", который может проводиться только в "специализированном месте". Уведомление выдают за главное достижение этого закона. Но замена слова "разрешение" на "уведомление" мало что меняет», – отметил он.
Татьяна Чернобиль, независимый консультант по международному праву в области прав человека, консультант Amnesty International по Центральной Азии также пристально следила за поправками в закон.
«Слово "уведомление" в законе присутствует. Раньше его не было, теперь добавили. Но если мы будем рассуждать логически и в общепринятом понимании, то под уведомлением понимается извещение. Мы кого-либо известили о чем-то и продолжили свои намерения. В данном случае уведомить недостаточно, а нужно непременно дождаться результата. В случае статичных мирных собраний ответом на уведомление будет молчаливое согласие акимата, но опять же в своем заявлении заявитель должен выбрать одно из предлагаемых государством мест, а также подать список необходимых документов и предпринять необходимые меры, указанные в новом законе для обеспечения безопасности участника. Все возлагается на организатора. Процедура достаточно обременительная. Только в случае выполнения всех этих мер акимат промолчит, что будет означать согласие на проведение мирного собрания. Это никакое не извещение, а закон не соответствует тому, что считает уведомлением в международном правовом смысле», – говорит она.
Комментарии правозащитников можно полностью прочесть здесь.
Молодые правозащитники также развернули кампанию #такойзаконамненужен.