52 дела идут в судах по реабилитации Кантаровцев

В марте 2023 года группа юристов и правозащитников занялась восстановлением прав пострадавших в январских событиях. Их работа сосредоточилась в девяти городах Казахстана, где мирные протесты переросли в насилие. Правозащитница Бахытжан Торегожина поделилась промежуточными результатами — 52 дела было принято на рассмотрение в судах.

Пытки, преследования, незаконные задержания 

На данный момент точные данные о количестве пострадавших во время январских событий 2022 года отсутствуют. Проводятся следствие и судебные процессы по делам, связанным с убийствами, которые произошли в период с 5 по 7 января. В таких условиях остались без должного внимания дела тех, кто был незаконно задержан, подвергся пыткам и преследованиям.

«Ни судьи, ни прокуроры, и тем более полицейские, не знали, как восстановить нарушенные во время Кантара права граждан, и поэтому занимались лишь отписками. Более двух месяцев суды отказывались рассматривать такие дела и находили надуманные причины для отклонения без рассмотрения. Нам пришлось вместе с адвокатами искать юридические и правовые возможности», — отмечает правозащитница Бахытжан Торегожина.

Вместе с ней в одной команде над восстановлением нарушенных прав граждан работали шесть адвокатов, три юрисконсульта и два помощника. Они непосредственно представляли интересы пострадавших людей во время январских событий. 

Первая победа

Результаты работы юристов стали очевидными в мае. Всего было подано 56 исков в суд, четыре из которых были приостановлены из-за возобновления следствия.

«На данный момент в производстве находится 52 дела. 23 человека получили извинения, а в 13 делах был достигнут положительный результат, включающий извинения и компенсацию морального и материального вреда. Еще 18 дел находятся в судебном процессе, а 21 дело находится на стадии подготовки к повторному судебному разбирательству. Все эти дела касаются двух городов Алматы и Семей. В дальнейшем мы планируем провести аналогичную работу в остальных 7 городах, где были жертвы и пострадавшие от действий силовых правоохранительных органов», —  добавляет правозащитница.

Что движет правозащитниками? 

Как рассказывает Бахытжан Торегожина, их группа ставит перед собой цель не только помочь конкретным людям:

«Граждане должны осознавать, что их нарушенные права могут и должны быть восстановлены. А власть должна понять, что нарушение прав человека недопустимо. Конечная цель заключается в поставлении перед правительством вопроса об издании приказа о реабилитации пострадавших во время Кантара».

Главным препятствием в восстановлении справедливости, правозащитница видит то, что власть не привыкла признавать ошибки:

«Когда мы подавали первые иски, суды были возмущены нашими требованиями - выплатой морального и материального вреда и принесением извинений. Хотя все эти требования прописаны как в уголовно-процессуальном, так и в уголовном, и в гражданском кодексах, наши заявления принимались с явным недоумением».

Бахытжан Торегожина также отметила, что у их команды нет возможности представить интересы всех пострадавших в суде. Поэтому они проводят юридические консультации для всех и призывают казахстанцев бороться за свои права.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»