«Потенциал для конфликта между двумя группами молодежи» – позиция МИСК по вопросу распределения государственных образовательных грантов в 2024 году

МИСК более 25 лет защищает права молодежи и для нас важны принципы равенства и недискриминации в распределении любых ресурсов для молодежи Казахстана. Мы поддерживаем возмущение абитуриентов фактом введения квоты для абитуриентов из регионов ЧС. Но наше беспокойство вызвано не самим фактом введения квоты, а непрозрачным правовым механизмом ее введения, что нарушает принцип социальной справедливости и законности.

Мы поддерживаем выделение грантов для детей из пострадавших от ЧС регионов, но не за счет сокращения грантов других детей, а за счет дополнительного финансирования из государственного бюджета. 

Давайте посмотрим на правовые аспекты введения квоты.

Во-первых, введение квоты упомянуто в единственном официальном государственном документе – в проекте приказа «О внесении изменения в приказ Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 26 июля 2023 года «Об утверждении размеров квоты приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие образовательные программы высшего образования», который размещен 27 мая 2024 года под номером № 357 на портале legal acts для обсуждения с обществом. 

В пункте 11 проекта указано введение 20% квоты на образовательные гранты для абитуриентов из регионов, пострадавших от ЧС. Но это так и осталось проектом – данный документ не имеет юридической силы, пока не издан в виде оригинального приказа, подписанного уполномоченным лицом. В открытых источниках нет приказа Министерства науки и высшего образования о введении этой квоты, а также нет дополнения об этом в действующий приказ о распределении грантов №193 от 26 апреля 2024. И пока квота не введена приказом, а не проектом, – она не утверждена на законном уровне.

Во-вторых, недоумение вызывает и сам процесс обсуждения такого чувствительного вопроса: на обсуждение проекта на Открытых НПА было выделено всего 2 недели. Несмотря на соответствие сроков рассмотрения общей практике, именно в этом случае формальный подход показал серьезные недостатки. 

Сколько абитуриентов за две недели смогли узнать, что Открытых НПА обсуждается такой важный вопрос? Смогли ли они поучаствовать в обсуждении? Знаете ли вы, сколько человек оставили свое мнение о проекте на портале? Вы не поверите: 1 человек. Разве можно считать обсуждение с обществом состоявшимся, если оно выглядит вот так? Как можно принять такое судьбоносное решение для тысяч детей, прикрывшись настолько формальным обсуждением? 

В связи с отсутствием официального приказа Министерства образования можно говорить о юридически необоснованном выделении грантов детям из регионов ЧС, его следует аннулировать и провести конкурс заново, а детям из регионов ЧС выделить гранты из дополнительных государственных средств. 

Кроме того, хотим обратить внимание Министерства образования на то, что такой формальный подход в обсуждении с обществом столь значимого вопроса создает напряженность и потенциал для конфликта между двумя группами молодежи – теми, кто получил сейчас грант по квоте ЧС и теми, у кого он был отобран. 

И это недопустимо в правовом государстве.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»