Успехи и провалы Года молодежи

Год молодежи был призван решить социально-экономические проблемы молодых казахстанцев: некачественное образование, недоступное жилье, трудности с трудоустройством и безработицу. В 2019 году на реализацию программ из бюджета было потрачено 90 млрд тенге — об этом на заседании Совета по молодежной политике сказал заместитель премьер-министра Бердибек Сапарбаев. И вот тематический год подошел к концу. Чем он запомнился и что принес? Стал ли он годом, когда студентов заставляли ставить на аватарки в соцсетях логотип госпрограммы, или же молодежь действительно стала жить лучше? Были ли ее интересы услышаны? Молодежная информационная служба Казахстана подвела итоги объявленного Годом молодежи 2019-го и разобралась, как проводились госзакупки в рамках проекта.
 

Только на организацию однодневного мероприятия чиновники потратили 250 млн тенге.

Год молодежи начался помпезно: только на организацию однодневного мероприятия чиновники потратили 250 млн тенге. Открытие запомнилось (и забылось) предложением от вайнеров открыть министерство маркетинга для «ребрендинга Казахстана на мировой арене». В этот же день студентов в добровольно-принудительном порядке попросили заменить аватарки в социальных сетях на официальный логотип Года молодежи, а затем выслать скриншоты для отчетности.

Неделю спустя была утверждена Дорожная карта по проведению Года молодежи: на год было запланировано 84 крупных мероприятия. Из них 32 проекта или мероприятия собиралось организовать само государство и 52 проекта предполагалось отдать на реализацию общественным организациям под заказ.

Государство выделило такие темы для работы с молодежью, как образование, трудовые лагеря, международное сотрудничество, арендное жилье, бизнес, семья и здоровье, социальная активность. В каждой категории было запланировано от 2 до 8 проектов.

При этом в графе «результаты» в большинстве случаев было приведено количество молодых людей, посетивших мероприятия или совсем просто: «выдача сертификатов». Хотя, очевидно, что 300 человек, посетивших тренинг по ведению бизнеса – это не результат, результат – это, к примеру, 100 запущенных после тренинга стартапов. Здесь государство понимает под результатом краткосрочные индикаторы. В других случаях, результат в Дорожной карте был записан как «обеспеченность молодежи жильем» – но сколько человек будут обеспечены, так и не было уточнено.

Интересно, что к социальной активности были отнесены такие темы, как зеленые посадки, работа молодежи в строительных компаниях, военно-патриотическое воспитание, молодежный туризм и поддержка творчества. Никаких других видов активности молодежь здесь предложить не могла.
 
Торжественное открытие года молодежи 23 января 2019 года. Фото: akorda.kz
 
Что было и не было сделано в Год молодежи?
 
В рамках утвержденной Дорожной карты предполагалось потратить 121,9 млрд тенге. Планировали построить не менее 1000 арендных квартир для работающей молодежи, повысить стипендию на 30 % для студентов, занимающихся волонтерской деятельностью, увеличить гранты для молодых ученых, модернизировать 20 вузов и 180 колледжей, выдать льготные кредиты на открытие бизнеса в селе и многое другое.
 
С какими результатами был завершен Год молодежи?
 
В правительстве уже провели закрывающее заседание, на котором обсудили итоги Года молодежи. Заместитель премьер-министра Бердыбек Сапарбаев тогда отметил:
 
Вы знаете, что принята Дорожная карта на трехлетний период. Только в этом году на эти цели было потрачено 90 млрд тенге. Работает государственная программа «Еңбек», в рамках которой было охвачено более 170 тыс. молодых людей. Самая главная задача данной программы — получение и развитие необходимых для молодежи специальностей. Конечно, у нас есть и другие хорошие проекты — «Жас маман», «Жас кәсіпкер», «Жасыл ел» и другие. Мы всегда говорим и обсуждаем, как идет реализация данных проектов. Наша цель — продолжить работу далее и подытожить проделанную работу в этом году.
 
Цифра, названная заместителем премьер-министра, не вносит ясности: с бюджетом Года молодежи вообще вышла путаница. В разное время в течение года в СМИ назывались варианты с разницей почти в 150 миллиардов (!) тенге. Так, в январе тогдашний заместитель премьер-министра Ерболат Досаев заявил, что «в целом на реализацию мероприятий по Году молодежи дополнительно будет предусмотрено на предстоящие три года около 120 млрд тенге». Это примерно соответствует сумме, указанной в Дорожной карте: там затраты оценивались в 121,9 млрд тенге. Но уже в марте в СМИ говорилось о том, что «на Год молодежи в Казахстане выделено 24,6 млрд тенге из республиканского бюджета». Другое СМИ, опираясь на слова заместителя премьер-министра Гульшары Абдыкаликовой, уточнило, что речь идет не о полном бюджете, а о дополнениях в Дорожную карту и расширении бюджета.

Позже, в мае, «Хабар-24» приводил цифру в 172 млрд тенге, ссылаясь на председателя Комитета по делам молодежи и семьи Министерства информации и общественного развития РК Мадияра Кожахмета. Итоговой конкретной цифры так и нет: в республиканском бюджете приводятся объемы предполагаемых затрат на молодежную и семейную политику в целом, и проследить, что пойдет на Год молодежи, а что на какие-то другие программы, невозможно.

Так что приведенная Сапарбаевым цифра в 90 миллиардов вызывает вопрос: 90 из скольких? Например, если из 146,5 млрд тенге (=указанные в Дорожной карте 121,9 млрд тенге + дополнение в 24,6 млрд тенге), то это 60% заложенного бюджета, потраченного в первый год. Впрочем, такой расклад маловероятен: в Дорожной карте многие проекты были указаны без оценки стоимости. Например, программа «Жас маман», упомянутая замом премьера, хоть и стоит в списке, в первоначальную сумму в 121,9 млрд не входит, и в предполагаемых дополнениях тоже не упоминается. В итоге из всех упомянутых выше цифр самой возможной выглядит 172 млрд тенге, но и тогда получается, что 90 млрд тенге — это больше половины бюджета, потраченного уже в первый год из трех.
 

121,9 млрд тенге

Планировалось потратить на молодежные инициативы в 2019-2021 годах согласно первоначальной Дорожной карте Года молодежи
 

24,6 млрд тенге

Дополнительно выделили из государственного бюджета на Год молодежи по словам Гульшары Абдыкаликовой
 

172 млрд тенге

Предусмотрено на мероприятия, посвященные Году молодежи, по словам председателя Комитета по делам молодежи и семьи МИОР РК Мадияра Кожахмета
 

90 млрд тенге

Потратили на молодежные инициативы в 2019 году по данным Бердибека Сапарбаева
 
Если исходить из списка программ, упомянутым Сапарбаевым на закрывающем заседании, можно заметить, что в период Года молодежи начался только один проект — «Жас кәсіпкер», ориентированный на начинающих предпринимателей. Все остальные проекты были начаты задолго до этого, а «Жас маман» не был начат вовсе.

«Жас маман» — программа, которую Нурсултан Назарбаев поручил разработать кабинету министров в начале года. Предполагалось, что по всей стране будут модернизированы 20 вузов и 180 колледжей, причем один вуз в каждом регионе должен достичь уровня «Назарбаев университета». На всю программу планировалось потратить почти 58 млрд тенге.

Но поручение первого президента так и не было выполнено «из-за банальной волокиты». Бюджет программы сократили на 8 млрд тенге. По словам министра финансов Алихана Смаилова, министерство образования не подготовило правила реализации этой программы. Чиновники в ответ напоминают, что Дорожная карта, где были предусмотрены все эти крупные мероприятия, рассчитана на три года.

Вопросы вызывают и другие заявленные в начале года инициативы. Так, на открытии Года молодежи говорилось о поддержке молодых ученых, но судить о реализации этого начинания пока сложно: информация разбросана. Но есть показательный момент: в 2018 году ученые Казахстана послали на имя президента письмо, в котором говорили, что гранты разыгрываются нечестно. После поручения увеличить гранты на три миллиарда тенге в рамках Года молодежи министр образования и науки Казахстана Ерлан Сагадиев заявил, что заседания научных советов будут транслироваться в прямом эфире. Вопреки словам министра на официальном сайте, где они должны храниться, таких записей нет. В меню «Видео заседаний научных советов» последняя запись с заседания датируется 2018 годом.

Еще одно из нереализованных обещаний — о повышении размера стипендий для студентов-волонтеров. 2020-й год уже объявили Годом волонтера — возможно, повышение стипендий теперь приурочат к более подходящему событию.

С «арендным жильем для рабочей молодежи» тоже возникли некоторые трудности. К примеру, выяснилось, что претендент на арендную квартиру, которая выдается на 5 лет, должен иметь зарплату не ниже 101 тыс. тенге. Понятно, что такое ограничение отсекает большую часть нуждающейся в жилье молодежи.

В успехи Года молодежи чиновники записывают проект «Правозащитник», созданный на грант Центра поддержки гражданских инициатив (орган при министерстве информации и общественного развития). Считать его успехом или нет — еще вопрос: на практике замысел пока реализован слабо. По задумке проект, существующий в виде сайта и приложения, должен оказывать юридическую помощь и повышать уровень правовой грамотности. Но приложение периодически дает сбои: например, закрывается при попытке проверить ответ на заданный вопрос. При этом карточки о правах человека не кликабельны, не меняются также новости и время их добавления.

С другой стороны, не все обещания нарушены. Так, участникам программы «С дипломом — в село» действительно увеличили размер единовременного пособия с 70 до 100 МРП (со 176 до 252 тыс. тенге).

Больше всего не обделили вниманием предпринимателей. По словам Касым-Жомарта Токаева, гранты получили пять тысяч молодых людей. Также около трех тысяч человек получили кредиты на жилье на общую сумму 13,5 млрд тенге. На «досуг, культуру, место и пространство» потратили около двух млрд тенге.

Еще больше миллиарда тенге освоены в рамках госзакупок: всего за год было разыграно 240 лотов в самых разных областях молодежной политики.

Госзакупки Года молодежи: на что потрачен миллиард тенге?
 
«Золотая книга молодежи», «пропагандистская работа среди молодежи», «информационное сопровождение мероприятий Года молодежи» — это часть затрат Казахстана в 2019 году. Большая часть мероприятий проходит уже не первый год, а изменения коснулись лишь добавления приставки «в рамках Года молодежи». Куда уходит бюджет?


240 
Лотов: 1 361 292 978,57 тг. (общая фактическая сумма госзакупок)

Если проанализировать данные с портала госзакупок, то окажется, что общая сумма в 1,3 млрд тенге не окончательная — по состоянию на 15 декабря многие заказы были выполнены не до конца и еще не оплачены. Кроме того, в эту цифру не входят затраты Алматы и Мангистауской области: по ним нет данных.

Само распределение бюджетных денег также вызывает вопросы: лоты разыгрывались совершенно хаотично. Одни области устраивали аукцион в начала года, с января по апрель, другие весь год — с января по ноябрь — и все равно не все были разыграны. Честная конкуренция тоже присутствовала не везде. Например, если объявлялся конкурс и заявку подавала всего одна организация, конкурс отменялся из-за недостаточного количества участников, а после закуп мог все же состояться из одного источника.

Географически бюджет госзакупок неодинаковый и фактическая затраченная на лоты сумма в одной области может в разы превышать сумму госзакупок другой области.
 

Например, в Атырауской области на госзакупки в рамках Года молодежи потратили в 25 (!) раз больше, чем в Акмолинской.

Если же пройтись по самым большим лотам, вырисовывается следующая картина.

Самый большой лот за 120,6 млн тенге в Атырауской области ушел в ОО «Инфо центр» на реализацию проекта «Зеленый город - зеленое село». Обязательное условие — привлечь к работе «Жасыл ел».

Лот за 85,2 млн тенге в Алматинской области забрал Алматинский областной филиал частного учреждения «Республиканский штаб молодежных трудовых отрядов «Жасыл Ел» на доплату заработной платы.

Лот за 69,8 млн тенге выиграло ОО «Союзы молодежи Кызылординской области» на организацию социального проекта по привлечению молодежи на озеленение и благоустройство по организации работы трудовых отрядов «Жасыл ел».

Лот за 58,1 млн тенге забрало МОО «Volunteers» на организацию деятельности «Молодежных трудовых отрядов «Жасыл Ел» в Западно-Казахстанской области.

Лот за 56,7 млн тенге за «услуги по организации социального проекта трудового отряда «Жасыл ел» в рамках реализации государственного социального заказа» забрал филиал учреждения «Республиканский штаб молодежных трудовых отрядов «Жасыл Ел» в Туркестанской области.

Лот за 56,4 млн тенге в Актюбинской области выиграло «Молодежное ОО студенческих отрядов «Атамекен» на оплату развитие деятельности молодежных трудовых отрядов. Что это такое — понятно. Студенты собираются и работают за оплату. В основном занимаются озеленением.

Лот за 52 млн тенге забрал общественный фонд «Павлодарский штаб студенческих строительных и молодежных отрядов «Жасыл Ел» на обеспечение деятельности молодежных трудовых отрядов.

Лот за 45,8 млн тенге ушел в ОО «JARQYN BOLASHAQ» на обеспечение деятельности молодежных трудовых отрядов «Жасыл ел» в Карагандинской области.

Лот за 40,4 млн тенге в Алматинской области забрал Алматинский областной филиал «Жасыл ел» на выдачу заработной платы бойцам.

Лот за 30,5 млн тенге ушел в ОО «Штаб студенческих молодежных трудовых отрядов Северо-Казахстанской области» за комплекс мероприятий по развитию движения «Жасыл ел».

Из десяти крупнейших лотов по стране лишь один — на сумму 57,5 млн тенге — ушел не в «Жасыл ел». Его забрал ОО «Нұр белес» за «услуги по организации работы центров досуга молодежи в г. Атырау».
 
Вывод напрашивается сам собой: за редким исключением в каждой области самые большие лоты взял либо «Жасыл Ел», либо организация, которая должна привлечь к работе «Жасыл Ел». Всего «Жасыл Ел» так или иначе фигурирует в лотах госзакупок на сумму более 606 млн тенге.
 
Эта сумма могла бы быть еще больше: например, в Акмолинской области закупка услуг «Жасыл ел» на заявленную сумму 34 539 285,71 млн тенге не состоялась. А в октябре 2019 года выяснилось, что работник Управления молодежной политики Акмолинской области и ряд представителей общественных объединений осуждены за хищения почти полутора миллиона бюджетных средст, выделенных «в рамках государственного социального заказа по организации деятельности трудовых отрядов».

Впрочем, к Году молодежи программа «Жасыл Ел» не имеет никакого отношения: ее утвердили еще в 2005 году, и ежегодно на ее осуществление выделяются средства в рамках государственного социального заказа. Большая часть лотов куда дешевле — они стоят от одного до пяти миллионов. Например, конкурс красоты среди студентов, спрятавшийся в объявлении под названием «Реализация государственной политики на местном уровне» обошелся нам в два миллиона, велопробег Jastar bike — в 2,3 млн, информационно-пропагандистская работа среди молодежи в рамках программы «Рухани жаңғыру» — в пять миллионов.

Нажмите на значки областей, чтобы узнать больше о госзакупках в рамках Года молодежи.
Если убрать из списка все, что связано с «Жасыл Ел» и молодежными трудовыми отрядами, то список крупнейших госзакупок выйдет следующим:

Лот за 57,5 млн тенге забирает ОО «Нұр белес» из Атырауской области на услуги по организации работы центров досуга молодежи в Атырау. По плану эти центры должны охватить не менее 6 000 человек. Судя по сообщениям в СМИ, центры действительно открывают.

Лот за 37 млн тенге берет общественное объединение «Сообщество молодежных работников» из Атырауской области на проект «Развитие навыков подростков и молодежи для обучения, трудоустройства и достойной работы «Samģau».

Лот за 26 млн тенге забирает ОО Карагандинской области «Алтын Қазына» на организацию IT-форума «Цифровые технологии в интересах общества».

По упоминаниям в СМИ, форум прошел в октябре 2018 года и в 2019 больше не проводился.
 
Лот за 20,4 млн тенге снова разыгрывает Атырауская область: его выигрывает то же общественное объединение «Сообщество молодежных работников». На этот раз — на проект «Академия молодежной работы».

Лот за 20, 3 млн тенге получает общественное объединение «Ай-Тұмар» из Туркестанской области на проект «Центр по мобильному обслуживанию для предотвращения насилия».

Лоты по 15 млн тенге получают сразу три организации: КФ «Болашақ» по Западно-Казахстанской области» на Приграничный международный форум «Дружба без границ», который прошел в сентябре; ОО «Информационный центр «Панорама» из Жамбылской области на «школы волонтеров и организацию мероприятий по развитию их потенциала»; и МОО «Союз молодежных и детских организаций Карагандинской области» на Международный Форум сельской молодежи, который прошел в августе.

14,1 млн тенге уходит в Карагандинскую область в ОО «Союз рабочей молодежи Карагандинской области» на никак не обозначенные «мероприятия по проведению Года молодежи».

Замыкает десятку ОО Организация молодежи «Жас интеллектуал» из Атырауской области — они получили 13 млн тенге на организацию деятельности «Атырауского молодежного театра».
 
Интересен следующий факт: во всех организациях, выигравших больше всех лотов в области (имеется в виду не общая сумма заказа, а количество разных проектов), работают максимум 10 человек. В абсолютном большинстве — пять или меньше. Из вышеупомянутой десятки Не-Жасыл-Ел так работает, например, ОО «Сообщество молодежных работников», выигравшее заказ на 37 млн тенге в Атырауской области, и ОО «Информационный центр «Панорама» из Жамбылской, выигравшее тендер на 15 млн тенге.

А еще значительную часть НПО, участвующих в госзакупках, невозможно найти в Сети — у них нет ни сайта, где были бы ясно прописаны миссия и цели организации, ни активных соцсетей, ни упоминаний в СМИ. На сайте госзакупок или в онлайн-регистрах род деятельности этих компаний указан редко, а если указан, то это что-то вроде «Предоставление прочих услуг, не включенных в другие группировки».

Среди победителей также есть новички не просто в госзакупках, а на рынке вообще — так, ОО «Импульс Актобе», выигравшая три лота на общую сумму 3 255 000 млн тенге, появилась только в феврале 2019 года, а уже в марте зарегистрировалась на портале госзакупок.

Другой фонд, ЧФ «Катализатор прогресса» из ВКО, выигравший по области два лота на общую сумму в более чем 4,5 млн тенге, в 2018 году уже занимался молодежной политикой и вел программу развития волонтерства в регионе. Но в 2019 году государственного гранта фонд не получил, и программа перестала работать.
 
В том же 2018 году «Катализатор прогресса» исполнял госзаказ в совершенно другой области: оказывая «Услуги по предоставлению специальных социальных услуг лицам, пострадавшим от торговли людьми» по заказу ГУ «Управление занятости и координации социальных программ». О том, каким образом такие разные сферы деятельности могут быть параллельно прописаны в уставе частного фонда, как и о том, как учреждение с пятью работниками может быть компетентным в двух несмежных сферах одновременно, остается только догадываться.
 

Что в итоге?

Год молодежи завершился, но многие программы, приуроченные к нему, были рассчитаны на три года, так что судить об итогах инициативы в полной мере пока рано. Впрочем, невозможно угадать, насколько полную информацию о результатах программ и их затратах получит общественность через два года: как показывает опыт 2019-го, настоящий объем бюджета Года молодежи до сих пор неясен, госзакупки непрозрачны, важная информация отсутствует, а квалификация некоторых победителей конкурсов госзаказа вызывает вопросы.

И все же нельзя сказать, что Год прошел совсем впустую: среди предложенных для госзакупок проектов было немало здравых идей, дошедших до реализации. Однако проблема в том, что под соусом Года молодежи смешали совершенно разные программы: от озеленения городов до противодействия насилию, и молодежная политика стала равняться всему, где хоть как-то задействована молодежь как возрастная группа. К сожалению, проекты с хорошими идеями теряются среди бесконечных конференций, посвящений, «Рухани жаңғыру» и пропаганды.

За всей этой мишурой основные проблемы молодых людей — образование, трудоустройство, обеспеченность жильем, достойная оплата труда, возможность участвовать в политической жизни в стране, быть услышанным — так и остались нерешенными. Требования молодого поколения о политических реформах остались проигнорированными. Несмотря на объявленный Год молодежи, власть так и не оказалась готовой к диалогу с молодыми людьми.

Какие же молодежи нужны мероприятия? Все те, которые обеспечат реализацию ее прав — социально-экономических и политических. Называть это мероприятиями неправильно: одноразовых форумов для решения глубоких проблем недостаточно. Необходимы системные решения, государственные программы, обеспечивающие возможности для самореализации молодежи вместо борьбы за выживание. И с этой точки зрения государству следует в первую очередь бороться с коррупцией, улучшать качество образования и здравоохранения, дать молодежи возможность применять свои знания на практике и зарабатывать на своем профессионализме, вовлекать молодых людей в принятие решений и политику, чтобы они не чувствовала себя массовкой, до которой государству нет дела.
 

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Отвечает Ирина Медникова, генеральный директор МИСК:

 
— Как вы оцениваете Год молодежи — был ли он реально полезен молодым людям?
 
— Молодежь очень стратифицирована, и нельзя сказать, что мероприятия в рамках Года молодежи были полезны всем молодым людям. Конечно, какие-то молодежные организации участвовали в госзаказе и это было полезно для них с разных точек зрения, кто-то получил арендное жилье, кто-то прошел бесплатные тренинги. С другой стороны, если посчитать примерный охват — если все программы были реализованы, это порядка 100 тысяч человек, тогда как в стране более трех миллионов молодых людей.

Остались не исследованы, не услышаны и не решены запросы молодежи, которая заявила о своих политических правах, требовала честные выборы, сидела в приемниках и прошла через суды. Остались без ответа запросы молодых людей, которые уехали за рубеж — насовсем или учиться, потому что качество образования в Казахстане низкое. Только в одном компоненте из 84 мероприятий в плане государства упоминалась молодежь с особыми потребностями. Интересно, что к социальной активности молодежи, которую нужно поддержать, были отнесены такие темы, как зеленые посадки, работа молодежи в строительных компаниях, военно-патриотическое воспитание, молодежный туризм и поддержка творчества. А молодежь, которая занимается проектами в других сферах — она не имела права быть включенной в план и бюджет мероприятий?

Поэтому, с точки зрения количества программами был охвачен определенный «пузырь» молодежи вокруг госорганов.
 
— Какие вы видите ошибки и может быть успехи?

— Мне кажется наиболее видимой и значимой фобия государства по отношению к политической активизации молодежи — оно не знает, что с этим делать и делает что умеет: оказывает давление. Хотя желание молодежи строить демократические институты, а не бросить все и уехать — это чудо, надежда на спасение страны, свет в конце тунеля. Мне кажется, что «умное» государство должно вовлекать такую группу граждан, ее энергию, знания во все процессы развития страны, а не пытаться заглушить их голос.
 
— Так ли необходим был Год молодежи вообще?
 
— Я говорила в начале этого года и повторюсь: нужно не устраивать год молодежи, а выделять и решать самые болезненные проблемы для нового поколения: образование, занятость и жилье, а также решать так называемое «второе поколение» проблем — требование новой политики, свобод, прозрачности принятия решений и участия, коммуникации в горизонтальном ключе, а не в назидательном вертикальном. Это нужно было делать все время, а не в какие-то определенные года. Один год можно было посвятить мозговому штурму и дискуссиям на тему национальной идеи: молодежь могла бы выработать варианты и предложить обществу видение, что ее вдохновляет оставаться и жить здесь.
 
— Вы много контактируете с молодежью, что они сами говорят об этой инициативе?
 
— Мое окружение — это либеральная городская аудитория, в основном активисты гражданского общества, поэтому в нашей среде бытует мнение, что это была большая и бесполезная пиар кампания по «задабриванию» молодежи в предчувствии ее политической активизации.
Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»