«Последствия будут серьезными для всего Казахстана»: Азият Агишев о влиянии запрета ЛГБТ-«пропаганды» на общество
Споры вокруг закона о запрете ЛГБТ-«пропаганд в Казахстане не утихают. Многие считают, что инициатива коснется только представителей ЛГБТ. Однако на самом деле последствия могут быть гораздо шире. Основатель Education Community Азият Агишев в эксклюзивном интервью Youth.kz рассказал о возможных рисках и о том, кого затронет закон.
– Какое у вас основное направление работы и какая целевая аудитория?
– Наше основное направление – защита прав ЛГБТКИА+ людей, мониторинг дискриминации и адвокация более прогрессивной политики в сфере прав человека.
Наша целевая аудитория – ЛГБТКИА+ люди, в особенности ЛГБТ-молодежь, которая находится в более уязвимом положении и чаще сталкивается с насилием и дискриминацией.
– Какое количество участников включает ваша инициатива?
– В нашей команде 8 человек. Это молодые ЛГБТКИА+ люди, которым небезразлична судьба ЛГБТ-молодежи и демократическое будущее Казахстана.
Точное количество людей, на которых влияют наши проекты, сложно оценить. Наша работа в основном связана с государственной политикой, диалогом с государством и информационными кампаниями. В качестве показателя можно использовать охваты наших кампаний Education Community. Последние из них охватывали от 30 000 до 132 000 аккаунтов в Instagram.
– С какими основными трудностями к вам обращаются ЛГБТ+ люди?
– Одной из главных угроз для ЛГБТКИА+ людей сегодня является государственная политика в отношении сообщества. Законодательная стигматизация и продвижение закона о так называемой «пропаганде» ЛГБТ уже способствуют росту социальной розни.
Примером этого можно назвать недавние высказывания руководителя филиала партии ОСДП Нурыма Нурлыбекова, который заявил, что без раздумий расстрелял бы всех ЛГБТ-людей.
Помимо этого, одной из ключевых проблем остается травля в образовательных учреждениях. ЛГБТКИА+ подростков и молодежь травят одноклассники и одногруппники, а иногда и сами учителя или администрация. В некоторых случаях это доводит людей до суицида.
Это подтверждают данные нашего исследования: из 600 респондентов более половины (52%) ЛГБТ-подростков до 17 лет задумывались о самоубийстве в течение последнего года, еще 27% – более года назад. Несмотря на наличие законов против буллинга, государству необходимо учитывать специфику травли в отношении ЛГБТКИА+ детей и подростков, чтобы действительно решать проблему насилия.
К сожалению, даже в семье ЛГБТКИА+ дети и подростки часто не находят поддержки. Случаи, когда родители отказываются от ЛГБТКИА+ ребенка после каминг-аута, нередки. Наши данные показывают, что 39% ЛГБТК+ людей чувствуют себя небезопасно в семье. Многие подростки боятся говорить о насилии, так как обращение за помощью может привести к усилению давления. В итоге они остаются в абьюзивной среде и живут в постоянном стрессе.
– Замечаете ли вы рост дискриминации?
– На фоне принятия Мажилисом закона о «пропаганде» ЛГБТ мы наблюдаем рост насилия в отношении ЛГБТКИА+ людей. Различные «общественницы» нападают на мероприятия и собрания ЛГБТКИА+ людей, а правоохранительные органы проводят рейды против ЛГБТ-заведений. Точное количество таких случаев подсчитать сложно, но за этот год произошла целая серия рейдов: на ЛГБТ-заведения, наши мероприятия и на чаепитие «Феминиты».
Этот рост связан с тем, что государство фактически поощряет риторику ненависти. Например, вице-министр культуры и информации Евгений Кочетов заявлял в СМИ, что законопроект якобы продвигается ради «объективности СМИ». При этом он предусматривает наказание за позитивные упоминания ЛГБТКИА+ людей и не вводит санкций за негативную риторику, которая не попадает под понятие «пропаганды», а значит не будет наказуема.
Соответственно, все общество будет ассоциировать ЛГБТКИА+ только с негативной информацией, а стигма, сформированная за счет закона, будет переходить (и уже переходит) в активные насильственные действия.
– Ведете ли вы сбор данных о случаях дискриминации?
– Да. Мы провели опрос среди более чем 600 ЛГБТКИА+ подростков и молодых людей в Казахстане об их опыте дискриминации в разных сферах жизни.
Результаты показывают системный характер проблемы: почти 90% респондентов не чувствуют поддержки со стороны государства, а 88% оценивают уровень правовой защиты как низкий или очень низкий.
Около 45% участников исследования редко или никогда не чувствуют себя в безопасности – особенно при контакте с полицией, учителями и преподавателями, незнакомыми людьми, а также в семье и на работе.
Примерно 41% ЛГБТК+ людей сталкивались с насилием по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, однако лишь 2% обращались в правоохранительные органы из-за недоверия, страха раскрытия или отсутствия защиты. Более 90% респондентов считают, что запрет «пропаганды» ЛГБТ негативно повлияет на их жизнь.
– Как вы относитесь к новому законопроекту? Какие риски вы видите?
– Новый законопроект о «пропаганде» ЛГБТ – это, по сути, пропаганда ненависти к ЛГБТКИА+ людям. Он противоречит заявленной цели защиты детей и на практике приведет к росту травли в школах, колледжах и университетах.
Он закрепляет стигму и формирует среду, в которой ЛГБТКИА+ люди, включая детей и подростков, оказываются менее защищенными от дискриминации.
Последствия будут серьезными для всего Казахстана. Под угрозой окажется психическое здоровье ЛГБТ-детей и подростков, многие граждане перестанут чувствовать себя в безопасности, а часть образованных и экономически активных людей будет вынуждена уехать из страны.
Риски носят не только социальный и экономический, но и политический характер. Репутация Казахстана как страны, стремящейся к демократическому развитию, может пострадать. Сотрудничество с прогрессивными государствами может быть пересмотрено или сокращено.
При этом многие сторонники закона не учитывают, что значительная часть инвестиций в экономику Казахстана поступает именно из таких стран – зачастую в большем объеме, чем из России или Китая, которые часто называют «стратегическими партнерами».
Я надеюсь, что до консерваторов потом дойдет осознание проблем, после того, как они ощутят рост цен, снижение инвестиций, сокращение рабочих мест и ограничение возможностей для развития страны.