«Вы все надоели»: казахстанцы, которые решились на каминг-аут
Согласно отчету Евразийской коалиции по здоровью, правам, гендерному и сексуальному многообразию (ЕКОМ), за 2022 год положение ЛГБТК+ персон в Казахстане ухудшилось. По данным организации, в стране процветает махровая гомофобия, а квир-люди все чаще подвергаются жестокому насилию, даже с применением холодного оружия. Каминг-аут в Казахстане может стоить жизни. Но наши герои осмелились на этот шаг и рассказали почему важно сохранять видимость ЛГБТК+.
Для чего нужен каминг-аут?
Каминг-аут — это открытое, добровольное раскрытие человеком своей сексуальной ориентации или принадлежности к гендеру. Кто-то совершает каминг-аут перед своими близкими, а кто-то заявляет об этом публично. Это важный шаг для ЛГБТК+ людей, на который решается не каждый.
«Каминг-ауты важны по нескольким причинам. Человеку это помогает установить более глубокие связи с окружающими за счет того, что снимается покров лжи и обмана. Человек сбрасывает напряжение и необходимость быть всегда осторожным, он чувствует себя комфортнее. В крупном масштабе каминг-аут позволяет повышать видимость ЛГБТК+ людей в мире, а также помогает снизить гомофобию в целом. Я после каминг-аута обрел много новых друзей и улучшил отношение со старыми», — рассказывает ЛГБТК+ активист Амир Шайкежанов.
Почему в Казахстане сложно совершить каминг-аут?
Вспоминая о своем каминг-ауте, Нурбиби Нуркадилова считает, что сейчас открываться ЛГБТК+ людям сложнее и опаснее:
«Любая публикация или упоминание об ЛГБТК+ вызывает еще больше ярости. Наверное, сработало то, что различные паблики и сайты подогревали ненависть к ЛГБТК+, используя язык вражды. Теперь общество говорит о нас «вы все надоели», «о боже, вас становится больше», «пропаганда работает», «они добиваются цели всех завербовать».
Слова Нурбиби подтверждают данные ЕКОМ. В 2022 году в Казахстане зафиксирован 31 случай нарушения прав ЛГБТК+ людей. Это больше, чем в предыдущие годы. В большинстве случаев жертвами становились геи, бисексуалы, в семи кейсах пострадали транс*женщины.
Только единицы решаются на каминг-аут
Исследования ЕКОМ свидетельствуют о том, что в казахстанском обществе высокий уровень стигматизации и дискриминации секс-меньшинств и транс-людей. Поэтому немногие ЛГБТК+ персоны решаются на каминг-аут.
«На моём примере люди видят, как общество реагирует на квир-людей. Хотя, возможно, кого-то я вдохновила на каминг-аут. В основном, они видят, что общество не готово принять нас. Могу сказать, что в моём окружении есть люди, которые боятся находиться в моём окружении или подписываться на мой блог. Они опасаются, что их заподозрят в том, что они такие же, как и я. Только единицы решаются на каминг-аут, — делится Нурбиби Нуркадилова. — Я и несколько других ребят сейчас испытываем негативные последствия. Нам очень «не очень» живется. Думаю, что через какое-то время ситуация изменится. ЛГБТК+ люди начнут заявлять о себе, вести открытый образ жизни».
Как каминг-аут меняет жизнь
Нурбиби Нуркадилова говорит, что в плане отношений с семьей и друзьями после каминг-аута ничего не поменялось. Изменились только интересы и цели:
«Я задумалась о том, как могу помочь своему сообществу. Я понимаю, что на меня обращают внимание многие люди и все они ожидают, что я стану примером. Хейт был, хейт есть и он остается. Однако для меня это не является большой проблемой, я больше беспокоюсь о качестве жизни моих близких и своей собственной».
Как решиться на каминг-аут
Главный признак каминг-аута — это добровольное признание своей идентичности.
«Не нужно принуждать себя к каминг-ауту, если вы не готовы. Я ценю безопасность. Не следует делать что-то только потому, что другие ожидают этого от вас. Я против принудительного каминг-аута. Однако, если вы все же решите сделать каминг-аут, рекомендую продумать план и способы обеспечить свою и своих близких безопасность», — считает Нурбиби Нуркадиловой.
Почему нужна легализация однополых браков
«Например, для меня, как матери, важно, чтобы партнер, с которым я связываю свою жизнь, имел возможность быть законным родителем нашего ребенка. Еще один важный момент — это вопрос жилища. В гетеросексуальных браках люди могут приобретать жилье вместе, в то время как мы не имеем такой возможности. И, конечно же, это касается права наследования. Человек, который прожил жизнь с партнером, должен иметь право наследовать его имущество».
«Во-первых, запрет на однополые браки — это дискриминация. Конституцией дискриминация запрещена, и чтобы соответствовать главному закону страны, нужно легализовать однополые браки. Во-вторых, брак — это всегда возможность иметь юридически защищенные отношения, в которых есть гарантии от государства и партнера», — подчеркивает Амир Шайкежанов.