Новый бизнес создателя «Яндекса» стал ИИ-сенсацией: анализ казахстанского инвестора
Создатель «Яндекса», уроженец Казахстана, Аркадий Волож после ухода из компании занялся искусственным интеллектом, подняв на мировой уровень стартап Nebius, который стал одним из главных инфраструктурных решений для IT-гигантов. Youth.kz рассказывает историю казахстанского инвестора, который имел возможность вложиться в компанию, но так этого не сделал.
Что такое Nebius?
Штаб-квартира организации находится в Нидерландах. Главная цель компании − предоставление инфраструктуры для игроков, нуждающихся в искусственном интеллекте. Уникальное предложение Nebius – вертикально интегрированная инфраструктура ИИ, которая ускоряет процесс внедрения инноваций. Помимо множества серверов, расположенных в Финляндии, Исландии, Франции, США и Израиле, компания использует собственные энергетические ресурсы и газовые генераторы, что позволяет Nebius снизить зависимость от состояния серверов и избегать внезапных форс-мажоров.
История Адиля Намазбая
В своем Facebook инвестор рассказал, что у него была возможность вложиться в Nebius в мае 2025 года. Однако он сделал выбор в пользу другой компании, но спустя некоторое время узнал об опыте инвестора из США, который благодаря вложениям в Nebius заработал свыше миллиона долларов.
Намазбай признался, что его удивила презентация компании, когда ему предлагали совершить инвестиции. Вместо привычных грандиозных обещаний устроить цифровую революцию и принести вкладчикам миллиардные доходы он увидел совершенно другую стратегию.
Люди из Nebius объяснили, что добьются успеха, потому что их деятельность выстроена вокруг фундаментального структурного дефицита. Компания выбрала в качестве своей основной бизнес-модели работу в качестве оператора инфраструктуры, без которой не может существовать ни одна крупная IT-компания.
Намазбая также зацепил тот факт, что во главе Nebius стоит Аркадий Волож, создатель и бывший босс «Яндекса», который родился в Казахстане и получил фундаментальные знания в Алматы, где и вырос инвестор.
Почему он не считает свое решение ошибкой?
Проведя тщательный анализ своего решения и взлета Nebius Намазбай пришел к выводу, что он не допустил какой-то критической ошибки, отказавшись инвестировать в компанию Воложа.
Цифры показывают, что Nebius демонстрирует уверенный и стабильный рост, однако Намазбай считает бизнес-модель компании крайне рискованной.
Nebius заключили контракты с главными мировыми IT-гигантами вроде NVIDIA, Meta и Microsoft, однако особенность соглашений с этими компаниями заключается в том, что поставщик услуг получит денежное вознаграждение только в случае, если подтвердит финансирование и докажет способности ввести в эксплуатацию нужные мощности в установленные сроки.
Масштаб контрактов с этими компаниями исчисляется миллиардами долларов, но Nebius, сделав своим основным источником дохода главных игроков, попал в зависимость от очень рискованных контрактов, которые могут превратиться в пыль, если фирма Воложа столкнется с какими-то форс-мажорами: ошибка в логистике, строительстве и любая задержка поставок может стать фатальной.
Намазбай хвалит Nebius за успехи, но констатирует, что Волож делает бизнес с крайне высоким уровнем рисков, в который он пока вкладываться не готов.
Не является инвестиционной рекомендацией, информация приводится в образовательных целях.