Макияж в казахском стиле: кто создал новый тренд?
Многие из вас могли видеть ролики, в которых девушки делают макияж в национальном стиле. Этот тренд быстро распространился в TikTok с хэштегом #qazaqmakeup. Мы поговорили с Айданой Байдалиновой, с которой началась популярность казахских орнаментов в макияже.
С чего все началось?
Айдана Байдалинова – так зовут автора популярных видео с макияжем в национальном стиле. Ей 21 год и она живет в Астане. Сегодня она ведет собственный блог в TikTok — @everybodyloves_periste, за которым следят почти 17 тыс. подписчиков.
«После окончания КазНУИ (Казахский университет искусств) я пробовала себя в анимации, но душа не легла. Сейчас я в поисках себя. Работаю в магазине одежды — это дает мне стабильный доход и при этом не мешает заниматься творчеством», — рассказывает девушка.
Мейкапом Айдана занялась в 16 лет, и только недавно начала делать сложные и креативные макияжи:
«С детства меня вдохновляли прекрасные образы из мультфильмов и кино, и я всегда мечтала выглядеть также ярко и необычно. Instagram и Pinterest стали источником нового вдохновения для меня. Я открыла для себя различные стили и поняла, что в макияже нет жестких правил».
Почему этно-стиль
Айдана начала получать популярность благодаря этно-стилю, но это не сразу произошло. Пару лет назад она вдохновилась идеей нарисовать казахские узоры на своем лице в честь праздника Наурыз, а затем решила внести национальный колорит в свои повседневные образы.
Эскизы для макияжа художница рисует сама, и делится туториалами с подписчиками: «В TikTok самые популярные видео — это туториалы на легкие макияжи с орнаментом, и композиции из узоров на все лицо».
Между роликами с макияжем девушка говорит в своем блоге о проблемах в Казахстане: «Как гражданка Казахстана я не могу пропускать мимо ушей проблемы в стране. Стараюсь давать огласку тем, что находят отклик во мне».
Она снимает ролики, объясняющие, почему неэтично шутить на тему харассмента, про гендерные стереотипы и домашнее насилие.
Репрезентация казахского языка
Видео, появляющиеся на странице «Everybodyloves_periste», зачастую подписаны на латинице казахского языка. «Когда только появилась информация о смене алфавита, было непривычно. Но в моем блоге для меня была важна репрезентация казахского языка, изменений в стране. Меня волнует настоящее и будущее казахского языка. Я родилась и выросла в Астане, русский язык здесь был в приоритете. Было время, когда слушать музыку на казахском считалось стыдным. Но сейчас создается много контента на казахском — кино, сериалы, мультфильмы, книги. Эти изменения мне нравятся. Латинская графика дает нам больше возможности выйти на мировой уровень и заявить о себе, да и по соотношению букв и звуков латиница нам подходит больше», — считает автор блога.
Хейт и буллинг
Айдана сталкивается с негативными комментариями под своими публикациями: «В основном хейт идет от религиозных людей и от консерваторов. Они осуждают мой стиль в одежде и макияже, говорят, что я оскверняю национальные орнаменты. В подростковом возрасте я хотела стать блогером и была уверена, что мне будет все равно на хейт, но пока не столкнешься с ним, об этом сложно судить».
«Цензура — это абсурд. Я против запрета TikTok, о котором говорят депутаты. Закрытие большого пространства, где люди могут самовыражаться, не решит проблему, но может создать новые. В TikTok много образовательного контента, который легко и понятно объясняет сложные темы, короткие видео могут скрасить будни и дать вдохновение», — говорит она.
Ее онлайн-активизм
Айдана — открытая феминистка и часть ЛГБТК+ сообщества. В этом году она принимала участие в марше и митинге 8 апреля в Астане. «Я считаю, что активизм может привлечь внимание людей к проблеме, и с большими силами попытаться решить ее. Я хотела бы заниматься отстаиванием прав и защитой интересов. В социальных сетях можно добиться многого. Это большая площадка, где каждый может высказаться и каждый будет услышан, найдет своих единомышленников», — говорит девушка.
В Новый Казахстан Айдане при этом сложно поверить: «Назначая одних и тех же людей, невозможно добиться перемен. За короткий срок сложно что-либо изменить, но ведь прошло уже больше года, и мы не видим результатов. Растущая бедность, повышение цен, подавление митингов, насилие и несправедливость…»