Тот самый казах: «У нас сейчас стали запрещать абсолютно всё»

Тиктокер Адиль Адиев, известный своими видео о юриспруденции и судмедэкспертизе, поделился с нами своим мнением о жизни в Казахстане и современной казахстанской молодежи.

Проблемы молодежи 

Через блог Адиль предоставляет юридические услуги. В основном, к нему обращается молодежь: 

«Самый популярный запрос на моих консультациях — касательно долгов, как взыскать с кого-то свой долг. Что делать в ситуации, если взявший в долг не отдает деньги. Второй вопрос — эмансипация прав несовершеннолетних. Ну и в третьем случае люди обращаются с вопросами профориентации: какую сферу юриспруденции выбрать, куда дальше двигаться по этой сфере». 

За свою практику он уже заметил недостатки законодательной системы и правовой грамотности в Казахстане. Как рассказывает Адиль, это особенно выразилось во время референдума 2022 года, когда многие казахстанцы проголосовали за поправки в Конституцию, не понимая их сути:  

«Поправки писались на чисто юридическом языке, и не было ни одного юриста, который дал бы толкование всем этим поправкам. Не было толкования на более простой язык, чтобы каждый гражданин мог прочитать их и понять». 

Смелость менять общество 

Адиль восхищается казахстанской молодежью, которая несмотря на все проблемы, старается защищать свои интересы:

«В качестве примера можно взять группу Ninety One. Они начали деятельность в 2015 году, только-только выходили и столкнулись с огромным хейтом. Абсолютно везде. Они получали огромное количество кибербуллинга. И вот именно наши молодые люди нормализовали отношение к ним. Они показали то, что это абсолютно нормально: и их поведение, их сфера контента, и их творчество. Многие люди их слушают, и это всё произошло благодаря нашей молодежи».

Что для вас «Жана Казахстан»? 

«Знаете, это больше публичный цирк. Концепция Жана Казахстана очень сомнительная, так как появляется больше ключевых факторов, которые надо рассмотреть. Но в идеале я за то, чтобы Казахстан стал таким. Я против того, что нам нужно жертвовать волей, жизнью и социальностью нашего народа. Если мы этим пожертвуем — цель не оправдает средства».

Адиль отмечает, что Жана Казахстана не будет, если останутся проблемы: низких заработных плат, коррупции, подавления воли народа и покупки продуктов в KaspiRed.

О казахском языке

«Государственный язык у нас не сильно подкреплен законодательством, в социальной сфере, в медиа сфере. 90% моих видео на русском языке, учитывая что у меня аудитория со стран СНГ, но я бы хотел вести контент только на казахском. Когда я выпускал видео на казахском, это не было интересно, потому что у людей нет интереса к казахскому языку». 

При этом Адиль учитывает, что в последнее время уровень владения казахским в обществе растет: 

«Я считаю, что на это все повлияла война, которая происходит сейчас в Украине. После того, как украинский народ показал, что они могут отказаться от русского языка и могут перейти на свой государственный язык, мне кажется казахстанцы поняли, что мы сможем также. Сейчас большинство наших молодых людей уходят в творчество посредством соцсетей, либо музыки, увеличивая количество разнообразного контента на казахском языке».

Коррупция в Казахстане

По мнению Адиля, основная причина коррупции – низкие зарплаты чиновников:  

«У многих рядовых госслужащих низкая оплата труда, и им недостаточно этих денег. И чем выше твоя должность — тем больше тебе хочется денег. Чем больше ты получаешь, тем больше у тебя будет затрат. Это первый фактор». 

Также проблема в том, что к ответственности зачастую привлекают только вышестоящих чиновников: 

«Получается мы знаем, что у нас  акима какого-то могут посадить или депутата, или министра. Но экономические преступления по людям нижестоящих ступеней просто не рассматриваются. Ведь антикору невыгодно взять и прихлопнуть маленькую “мошку”, когда они могут взять и прихлопнуть большого “таракана”. Таким образом они получат больше уважения, больше авторитета, больше вознаграждения и повышение возможно». 

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»