Как «Сумерки» романтизировали абьюз: ред-флаги главных героев
Серия книг и фильмов «Сумерки» воспитали целое поколение молодых людей, которые вдохновлялись любовной историей Беллы Суон и Эдварда Каллена. Но если погрузиться в эту историю, то станет понятно, что все эти годы нам предлагали восхищаться крайне нездоровыми отношениями. Youth.kz разобрал конкретные примеры и объяснил, почему Эдвард − это ред-флаг.
Давно ему 17?
Об этом говорят как-то мало, но… Нас правда не смущает тот факт, что персонажу Роберта Паттинсона больше 100 лет? Да, он заперт в облике 17-летнего подростка, но Эдварду Каллену уже давно не 17. Но при этом он буквально помешался на девушке-выпускнице. Когда съемочная группа делала документальный фильм о фильме, то сам Паттинсон иронизировал над этим моментом, а вот создательнице серии романов Стефани Майер и продюсерам фильмов стоило бы серьезно подумать, насколько этично вводить такую любовную линию.
Пример газлайтинга
Газлайтинг − форма манипуляций в отношениях, когда один человек пытается убедить другого в том, что его воспоминания являются ложными. «Да тебе показалось/Да ты все не так поняла/Да не так все было» и другие «прелести».
Видимо, во времена настоящей юности Эдварда такое обращение с девушками было нормой, так что он позволяет себе все признаки нездоровых романтических отношений.
Одна из самых запоминающихся и культовых сцен всей саги − момент, когда Эдвард защитил Беллу от летящего на нее фургона, остановив огромную машину собственными руками. Когда девушка логично начала расспрашивать возлюбленного, как такое вообще было возможно, он начал внушать ей, что ничего подобного не было: «Ты ударилась головой, и все смешалось».
Пример сталкинга
Тут мы поговорим о примерах, когда Эдвард попросту преследовал девушку без ее на то согласия. Да, Каллен не особенно осведомлен о понятии личных границ. Он регулярно пробирался в спальню Беллы без ее ведома по ночам и смотрел, как она спит. Когда девушка в один момент заметила это, то Каллен даже не стал как-то оправдываться, выдав все как есть. Представьте, что это делает не молодой и смазливый Роберт Паттинсон с роскошным зачесом на голове, а самый обычный мужчина − зрелище довольно жуткое, не правда ли?
Пример немотивированной агрессии и внушения Белле чувства вины
Сцена в теплице: Белла продолжает расспрашивать Эдварда о том, как ему удалось спасти ее от фургона. В этот раз Каллен от газлайтинга перешел к вербальной агрессии: очень грубым и раздражительным тоном он списал все на выброс адреналина и посоветовал Белле почитать об этом в интернете. Затем девушка поскальзывается, после чего Эдвард натурально кричит на нее: «Под ноги смотри!». Таким образом уязвленная и испуганная девушка, которая явно влюблена в молодого человека, начинает чувствовать себя виноватой за то, что каким-то непонятным образом разозлила объекта своего обожания. Ну, классика абьюза.
Пример эмоциональных качелей
В фильме есть несколько сцен, которые показывают резкую смену настроения Эдварда: в рамках одного разговора он может быть чутким и заботливым, после чего он резко срывается и оставляет Беллу, оставляя ту в полном непонимании, чем вызвано его раздражение.
То Эдвард сам подходит к Белле, то настоятельно просит ее держаться от него подальше, а затем попросту пропадает из школы целые недели. И да, на протяжении всего этого времени Каллен никак не объясняет девушке, что вообще происходит.
Пример перекладывания ответственности
Пожалуй, самый вопиющий момент случился во второй части киносаги, главным сюжетным моментом которой было расставание Беллы и Эдварда. Каллен резко прекратил отношения с девушкой, оборвал любое общение и исчез, после чего через других лиц пытался внушить ей, что на самом деле она ему не нужна. Когда в финале фильма правда вскрылась (Эдвард просто бросил Беллу для того, чтобы защитить ее от своих врагов), то он выдал великую фразу: «Я лгал, мне пришлось лгать, а ты так легко поверила». Блеск! Ничего не добавишь.
Выводы
Да, Сумерки в свое время стали абсолютной классикой подросткового кино, а миллионы девушек считали Эдварда и Джейкоба идеальными ролевыми моделями и спорили, кто из них действительно был достоин быть с Беллой.
На деле же Белла на протяжении большей части фильмов находится в созависимых и токсичных отношениях с Эдвардом, ради которого она готова забыть о друзьях, бросить родителей и потерять человеческий облик. Фильмы явно романтизируют эту привязанность главных героев друг к другу, но важно понимать, что это − просто книги и фильмы, и они не должны быть ролевой моделью для обычных людей, ведь абьюзивные романтические отношения до добра точно не доведут.