Как принять участие в разработке законов, если ты не депутат
В Казахстане законы принимаются только в парламенте, однако у граждан есть возможность участвовать в этом процессе: вносить новые пункты в законопроекты, предлагать поправки и влиять на принятие решений. Написали пошаговую инструкцию об этом.
Материал подготовлен по итогам онлайн-встречи МИСК с депутатом Мажилиса Парламента Снежанной Имашевой в рамках проекта «Открытый парламент», который реализуется в партнерстве с офисом программ ОБСЕ в Нур-Султане.
Кто может инициировать законопроекты в Казахстане?
Только президент, правительство и депутаты парламента. Президент вносит свой законодательный акт специальным посланием, правительство – постановлением, а депутаты – соответствующим представлением в Мажилис.
Как рассматриваются предложения в законы?
-
Пакет из законопроектов, сравнительных таблиц к ним и других сопутствующих документов поступает в бюро Мажилиса, а оттуда – передается одному или нескольким комитетам, в зависимости от темы. Всего в Мажилисе 7 комитетов.
-
В комитете документы изучаются. Если члены комитета решили его принять, то формируется рабочая группа. Членов рабочей группы подбирает сам комитет, но они обязательно приглашают: инициаторов законопроекта, представителей, имеющих отношение к теме законопроекта, государственные ведомства, экспертов, НПО.
-
Члены рабочей группы собираются для обсуждений. Длительность и регулярность их зависит от объема, срочности и сложности законопроекта. В среднем – 1 раз в неделю по 1,5-2 часа. Все приглашенные участники рабочей группы вправе комментировать, предлагать свои варианты, задавать вопросы. При этом решения принимают только депутаты рабочей группы. Как правило, здесь участниками прорабатываются все спорные моменты законопроекта.
-
После того, как рабочая группа приходит к консенсусу, документ высылается во все комитеты Мажилиса для получения заключения по законопроекту от каждого из них. Если в ответ поступило хоть одно отрицательное заключение, то законопроект возвращают рабочей группе.
-
Если все комитеты дали положительное заключение, то документ выходит на следующий этап – чтение Мажилиса на пленарном заседании. Чтение – это презентация законопроекта всем депутатам Мажилиса, которые голосуют за принятие или отклонение законопроекта. Документ может рассматриваться в одном или двух чтениях, в зависимости от масштаба его влияния: какие изменения в уже существующие законы и кодексы повлечет его принятие, какова стоимость его внедрения и тд. Именно на чтениях законопроект одобряют, возвращают на доработку или отклоняют. Чтений может быть несколько.
Дополнения в законопроект могут вноситься вплоть до второго чтения. По словам депутата Снежанны Имашевой, основная работа по дополнениям ведется именно между первым и вторым чтением: первое чтение – одобрение концепции, второе – рассмотрение законопроекта с учетом всех дополнений и поправок.
Вся деятельность Парламента, куда входят Сенат и Мажилис, прописана в специальном регламенте Парламента. В том числе процесс работы над законопроектами.
Как гражданину принять участие в законотворчестве?
Есть три способа:
-
Обратиться напрямую в комитет Мажилиса, и возможно вас включат в рабочую группу. Для этого вы должны иметь знания, опыт работы, хорошее понимание проблем по рассматриваемой теме. Например, если вы экоактивист, то в рабочую группу по финансовым реформам вам, скорее всего, не попасть. Если вы уже определились со сферой, нужно написать письмо председателю комитета с просьбой включить вас в рабочую группу. В нем важно обосновать свою экспертность по конкретным вопросам. Все нужные для этого контакты указаны на сайте.
Важно: рабочая группа формируется заранее, иногда даже за год до начала работы. Включение кого-либо на последующих этапах – редкость, а если такое происходит, то участники присоединяются уже в качестве экспертов, а не членов рабочей группы. Отличие эксперта от участника рабочей группы в том, что он не вносит предложений, а лишь комментирует их и дает свою оценку.
Если вы вошли в состав рабочей группы, важно участвовать в каждом заседании, читать изменения в таблице, привлекать дополнительных консультантов, если требуется, и укреплять аргументацией ваши предложения. Депутаты, как и все, не любят «пассажиров», которые приходят просто послушать, а потом написать в соцсетях, что участвовали в обсуждении закона.
-
Предложить свои поправки кому-нибудь из рабочей группы. Попробуйте связаться с кем-нибудь из рабочей группы. Член рабочей группы по своему усмотрению может прислушаться к вашим предложениям и озвучить их. Чаще всего поправки и предложения передаются депутатам и партийным фракциям, если вы единомышленники в какой-то теме.
-
Через онлайн-портал правительства. Мы уже писали, что законопроекты могут предлагать президент, правительство и парламент. Те, что разрабатываются правительством, фиксируются на портале «Открытые НПА». В комментариях к опубликованному документу граждане могут оставлять свои замечания и предложения. Правительство их рассматривает, может направить на экспертизу, включить в законопроект или отклонить. Затем на портале запускается публичное онлайн-обсуждение обновленного законопроекта, гражданам дается еще один день на свои комментарии.
Еще на портале можно подписаться на обсуждение конкретного документа, и получать уведомления об изменениях.
Что, если рабочая группа завершает работу, а предложенные вами поправки не приняли, стоит ли лоббировать их снова и как?
Депутат Снежанна Имашева говорит, что стоит: «Законы постоянно меняются, и ваша поправка может быть актуальна в новых условиях. Никогда не отказывайтесь от своих инициатив и законопроектов. Очень важно быть активным, чаще общаться и взаимодействовать с участниками законотворческого процесса. (...) То, что закон подписан президентом – это не конец всему. Есть примеры, когда законы менялись даже через полгода после принятия».