Уехать или остаться – что выбирает молодежь Казахстана?

Считается, что образованная молодежь стремится уехать из Казахстана в развитые страны. Как выглядит проблема?

Считается, что образованная молодежь стремится уехать из Казахстана в развитые страны: кто-то для обучения, а кто-то навсегда. Как выглядит проблема в цифрах? Что их толкает на этот шаг – и что может удержать их в стране? Обсуждаем с экспертами дискуссии, прошедшей к 27-летию МИСК.

Почему эта повестка?

Главной миссией МИСК всегда была поддержка молодежи внутри страны и вовлечение ее в развитие гражданского общества. Но реальность такова, все больше пассионарных молодых казахстанцев задумываются об отъезде – в поисках качественного образования, карьерного роста и новых перспектив.

«Самая большая сложность, когда мы говорим о том, что нужно строить свою демократию здесь, – это недоверие в глазах молодежи. Они хотят уехать. И нам все сложнее искать аргументы, которые помогут им остаться. Поэтому сегодня мы обсуждаем этот вопрос с экспертами и практиками, чтобы обменяться информацией о том, что мы наблюдаем в поле работы с молодежью и как мотивируем ее на вклад в развитие страны», – поделилась учредитель МИСК Ирина Медникова.

Серик Бейсембаев: что говорит статистика?

Социолог и директор Paper Lab Серик Бейсембаев представил данные опроса, проведенного в 2024 году:

  • 60% молодежи считают, что страна развивается в правильном направлении
  • 77% в возрасте 18-29 лет не рассматривают возможность переехать в ближайшие 2-3 года
  • Самый высокий уровень миграционных настроений не среди молодежи, а в группе 30-39  лет. Из них 9% – люди, которые уже запланировали переезд, и остальные 15% так или иначе задумываются об этом.

«Главные причины миграции у молодежи Казахстана – это желание получить качественное образование, стремление к самореализации и желание увидеть мир. При этом, как ни странно, уровень заработной планы не играет такой роли, как у старших поколений», – делится Бейсембаев.

Среди стран, привлекающих внимание молодежи: Евросоюз, США и Канада. Россия в этом списке теряет позиции среди молодежи.

Молодые люди при этом чаще, чем старшее поколение, связывают свое решение уехать или остаться не с доходами, а с прозрачностью, антикоррупционными мерами и справедливостью системы.

Гульнар Салменова: о возможностях в регионах Казахстана

Руководительница Teach for Kazakhstan, Гульнар Салменова, рассказала о работе в сельских школах. Проект ищет выпускников, готовых преподавать в сельских школах в течение двух лет для расширения возможностей и снижения жизненных барьеров у детей. В фокусе выпускники педагогических вузов, а также ребята без профильного образования, но с желанием работать с детьми.

«Место рождения не должно определять судьбу ребенка. Мы верим в силу коллективного лидерства и образования как инструмента перемен», – уверена Гульнар.

Она отметила, что интерес к образованию и развитию у молодежи есть, но проекту приходится прикладывать много усилий, чтобы мотивировать молодых специалистов остаться и работать в стране.

Марат Алисов: условия для развития молодежи

Консультант по управлению персоналом Марат Алисов считает, что важно не только поддерживать обучение за рубежом, но и создавать условия для применение этих знаний в Казахстане. Он подчеркивает, что сейчас есть явные институциональные проблемы: молодой человек учится в топовом вузе, возвращается — и сталкивается с системой, где его просто не понимают или не могут встроить. Нам нужно работать и с государственными органами, и с частным сектором, чтобы была конкретная траектория: где работать, как расти, как реализовать свои знания.

«Также важны и молодежные практики и стажировки, особенно в регионах. Потому что на сегодня, многие не уезжают за рубеж, а уезжают просто из своих регионов. Миграция происходит внутри страны – сел в города, малых городов в мегаполисы. Но если мы в каждом регионе дадим возможность – будь то стажировки в акиматах, в бизнесе, в проектах с оплатой труда – тогда у человека будет причина остаться», – говорит эксперт.

Третьим пунктом Марат Алисов отметил запуск программы наставничества, реализуемой в сотрудничестве с общественными организациями и представителями бизнеса. По его мнению важно, чтобы у молодых людей был кто-то рядом, кто уже прошёл этот путь, кто может поддержать, направить, иногда — просто услышать. Потому что желание уехать часто рождается не только из-за денег, а из-за ощущения: «меня тут не ждут», «никому не нужен». А это ощущение — это не про экономику. Оно про внимание, про среду, про ощущение сопричастности.

«Важно, чтобы было ощущение движения, чтобы молодежь видела: страна не просто требует от них остаться, но и создает условия, чтобы хотелось остаться», – считает Марат.

Главный вызов – разбудить интерес у молодежи 

Советник министра науки и высшего образования РК Тохтар Болысов считает, что нет ничего плохого в том, что молодежь уезжает учиться или работать за границу. Спикер согласен, что образование и заработок в Европе и США выше, но это не означает что наша страна не двигается к такому же уровню развития.

«Например, наша крупная работа, выполненная за последние два с половиной года, и мы продолжаем ее делать, это открытие филиалов зарубежных вузов в Казахстане. Это и Карпов университет, и Аризонский университет, и многие другие. На данный момент в Казахстане открыты филиалы 23-х мировых вузов – не только в Астане и в Алматы, но и в регионах. Еще 11 филиалов откроются в этом году», – делится эксперт.

Тохтар Болысов объясняет, что благодаря привлечению иностранных студентов, которые в этом году превысили количество уехавших на 35000, будет расти и количество рабочих мест. По мировой статистике на одного иностранного студента приходится 1.3 рабочих места. Министерство образования, по его словам, планирует сделать нашу страну образовательным Hub–ом региона и добиться того уровня, когда люди будут мигрировать в Казахстан, а не из него. 

Однако самой большой преградой для развития страны, по словам Тохтара Болысова, является отсутствие желания у людей выходить из зоны комфорта и развиваться. 

«Многие привыкли сидеть на старой системе, получать свои деньги, за которые можно эффективно нарисовать отчеты. Преподаватели тоже нередко сопротивляются изменениям – не хотят учить английский, хотя студенты должны обучаться на нем», – говорит он.

Самая тревожная картина, по его словам, – в селах, где у молодежи даже при наличии наставников, образовательных курсов и грантов сохраняется минимальный отклик:

«Я приезжаю в село, говорю простыми словами, не академическим языком, но у молодых – в глазах пустота. Они ждут, когда ты уйдёшь. Потому что их загнали в сценарий: папа на заводе, я на завод, и так будет всегда. И это страшнее, чем миграция. Потому что это безразличие», – считает спикер.


Тохтар Болысов в заключение привел пример Южной Кореи, который за короткое время смог объединить и сплотить молодежь через ее интерес к кей-попу. Он убежден: одних денег и программ мало. Нам тоже нужно найти свой инструмент – национальные образы и энергию, которые смогут задеть сердца молодых людей.

Справедливость в авторитарной системе

В продолжение обсуждения учредительница МИСК Ирина Медникова отметила, что согласно исследованиям, молодежь все чаще выдвигает на первый план не только экономические, но и политические запросы и потребности – стремление к справедливости, прозрачности и участию в принятии решений.

«Не кажется ли вам, что эти пустые глаза, усталость молодежи, о которых вы говорили, могут быть связаны с социальной несправедливостью, политической предсказуемостью и закрытостью, невозможностью встроиться в прозрачную систему?», – интересуется Ирина.

«Когда мы спрашиваем, какие проблемы действительно волнуют », –  объясняет Серик Бейсембаев.

Социолог Серик Бейсембаев согласился и отметил, что молодёжь гораздо чаще, чем старшие поколения, волнует проблема коррупции и экологии. По его словам, они живут в другой системе координат: для них важны не только зарплаты, но и справедливость, открытость, устойчивое будущее. И в этом — растущее расхождение с авторитарной системой, не предполагающей горизонтальных отношений. 

«Молодых по-прежнему стараются встроить в вертикаль — послушными, лояльными, без неудобных вопросов. Но для креативной, независимой молодёжи в такой модели места почти нет», – говорит Серик Бейсембаев.

Для него очевидно: без стратегического видения и открытого диалога государство будет терять контакт с целым поколением. Особенно когда даже такие масштабные инициативы, как программа «Болашак», оказываются вне поля реальной оценки и анализа. 

«Государство вкладывает деньги в образование молодежи за рубежом, но мы до сих пор не знаем, какой экономический и социальный эффект это дает. Программа работает, но без четкой аналитики, без оценки, без понимания, куда мы идём», — подытожил социолог.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»