Кому нужны центры поддержки семьи?
В некоторых странах центры поддержки семьи являются неотъемлемой частью социальной помощи. Они помогают решать различные проблемы, с которыми сталкиваются семьи. Однако вопрос о том, нужно ли финансировать такие центры за счет налогоплательщиков. Также некоторые считают, что такие центры должны быть доступны всем семьям, независимо от их финансового положения. Другие полагают, что каждая семья должна сама заботиться о своем благополучии и не рассчитывать на поддержку государства. Рассмотрим, как появились идеи создания таких центров и кто их предложил.
ЮНИСЕФ и первые шаги в Восточно-Казахстанской области
В 2016 году ЮНИСЕФ в своем отчете о центрах поддержки семьи в Восточно-Казахстанской области отметил, что в Казахстане нет четкого определения понятия «поддержка семьи». По словам организации, меры социальной защиты, такие как сохранение семьи, недопущение разлучения детей с семьей и раннее вмешательство в ситуации с уязвимыми категориями родителей, широко применяются в мировой политике. Однако в ВКО эти центры работали только в рамках социальной помощи для детей и взрослых с инвалидностью.
Протесты многодетных матерей в 2019 году и реакция государства
В 2019 году массовые протесты многодетных матерей привлекли внимание Министерства труда и социальной защиты. В ответ на это министерство предложило создать центры поддержки семьи. Это привело к открытию центров «Жанұя», «Бақытты отбасы» и «Шаңырақ» во многих областных центрах. Местные НПО активно участвовали в государственных закупках и предоставляли юридические и психологические услуги уязвимым группам населения. Работу этих центров финансировали из государственного бюджета. Например, на содержание проекта «Бақытты отбасы» в Алматы было выделено 192,3 млн тенге.
Предложения депутатов и новый указ
В 2022 году несколько депутатов парламента предложили открыть центры поддержки семьи при ресурсных центрах поддержки молодежи. Это предложение было оформлено в виде типового положения, и 14 июня 2024 года Министерство культуры и информации РК издало указ о создании центров поддержки семьи в формате коммунальных государственных учреждений. Однако многие восприняли этот шаг как временное решение, не способное устранить насущные проблемы семей.
Критика и мнения активистов
В обществе возникли вопросы по поводу этого решения. Например, общественный активист из ВКО Адиль Пшенов заявил: «Почему министерства реагируют на социальные проблемы, создавая новые центры? Разве эти новые центры не будут дублировать функции уже существующих кризисных центров? И что будет с ранее созданными центрами?»
Ответ Министерства труда и сомнения общества
Общественная активистка Жулдыз Актажанова из ВКО также поделилась своим мнением. На ее запрос в Министерство труда в 2022 году ведомство ответило, что центр «Жанұя» не зарегистрирован как юридическое лицо, и на его работу не предусмотрено отдельное финансирование. Однако в 2021 году в Усть-Каменогорске было выделено 7 млн тенге для поддержки социально уязвимых групп.
Увеличатся ли центры или решатся проблемы?
На сегодняшний день в нескольких регионах страны открыты центры поддержки семьи «Жанұя». В этих центрах работает от 31 до 40 человек в каждом. Останется ли политика защиты семьи ограниченной этими центрами или они все-таки помогут решать актуальные проблемы — этот вопрос по-прежнему остается открытым.