Что сделал парламент для молодежи за 5 лет?
Выборы шестого – текущего – созыва в Мажилис парламента Республики Казахстан состоялись четыре года назад – 20 марта 2016 года. В них приняли участие шесть политических партий, три прошли в состав Мажилиса Парламента: партия Nur Otan (82,20%), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,18%), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,14%). В действующем составе Мажилиса: мужчин – 73%, женщин – 27%.
Средний возраст депутата Парламента шестого созыва – 55 лет. Для сравнения:
-Пятый созыв – 56 лет.
-Четвёртый созыв – 52 года.
-Третий созыв – 53 года.
Срок полномочий шестого созыва Мажилиса истекает в марте 2021 года. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назначил выборы в Мажилис парламента на 10 января 2021 года.
В этом материале Молодёжная информационная служба Казахстана рассказывает, какие законопроекты были приняты Мажилисом шестого созыва и какие изменения, касающиеся молодёжи, произошли в законодательстве страны. Изменения описаны в порядке от самых старых к самым новым. Материал не претендует на всесторонний анализ изменений за этот период, но стремится осветить те из них, которые непосредственно касаются молодёжи Казахстана или сфер общественной жизни, значительно с ней связанных.
6 апреля 2016 года: Закон «О занятости населения»
Введено понятие «Центр развития трудовых ресурсов» – информационный и аналитический орган, оказывающий поддержку государственным органам в сфере занятости населения.
Закон вводит множество понятий, связанных с правами и обязанностями госорганов, а также граждан РК, связанных с обеспечением занятости и социальной защиты.
1. Помощь физическим и юридическим лицам, охрана здоровья граждан, окружающей среды, развитие физической культуры и спорта или других общественных благ.
2. Формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности и милосердия в обществе.
Закон даёт определения большинству понятий, связанных с волонтёрством, регламентирует права и обязанности волонтёров и волонтёрских организаций.
Функции государства в волонтёрской деятельности сводятся больше к сбору, анализу и хранению информации о волонтёрской деятельности в РК, а также формирование рекомендаций и реализация государственной политики в этой сфере. Кроме того, органы местного самоуправления отныне могут оказывать поддержку волонтёрам.
- Убраны требования по достижению двадцатипятилетнего возраста для получения водительских прав категории «D» и «Tb». Для получения водительских прав категории «Tm» ослаблены возрастные требования с 25 лет до 21 года. Кроме того, исключены требования по водительскому стажу для получения прав этих категорий.
- Ослаблены требования для военнослужащих по получению прав категории «D» и подкатегории «D1»: отныне нет необходимости достигать 19 лет – достаточно быть совершеннолетним.
Изменились условия для назначения акимов районов, городов районного значения, посёлков, сёл, сельских округов: если ранее порядок назначения определял Президент РК, то теперь они избираются маслихатами районов или городов из списков, предоставленных действующими акимами, и с согласия местного сообщества. Кроме того, аким должен достигнуть 25-летнего возраста, чтобы быть избранным.
Рассмотрено свыше 70 поправок, в основном касающихся вопросов хранения информации и формулировок у других законах, так или иначе предусматривающих хранение информации. Кроме того, отныне преимущественное право абитуриентов на присуждение образовательных грантов срабатывает только если конкурсные баллы абитуриента с преимущественным правом и абитуриента без такового равны.
- ВУЗы, учреждённые как коммерческие организации, теперь могут реорганизоваться как некоммерческие;
- Президент РК может присваивать особенно отличившимся учреждениям образования «особый статус», дающий больше свободы деятельности;
- Введено множество понятий, характеризующих новые виды учебных заведений или их деятельности. К ним можно отнести, например, понятие «Исследовательский университет», «Дуальное обучение» и так далее.
- Университеты получили больше возможностей для принятия решений.
В ходе работы над законопроектом депутатами внесены поправки, направленные на реализацию третьей социальной инициативы К.-Ж. К.Токаева касательно строительства новых студенческих общежитий не менее чем на 75 тысяч мест до 2022 года в целях улучшения условий проживания студенческой молодёжи.
-качества и конкурентоспособности национальных фильмов;
-доступности услуг кинопоказа для населения;
-прозрачности и инвестиционной привлекательности киноиндустрии;
-роста авторитета и признания казахстанского кино за рубежом.
Законопроект направлен на:
- предоставление малообеспеченным многодетным семьям, в том числе многодетным матерям, награждённым подвесками «Алтын алқа», «Қүміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», первоочередного права на получение жилья;
- выведение данной категории из общего списка социально уязвимых слоёв населения для ведения по ней отдельных списков очередников;
- введение понятия «работающая молодёжь» в законодательное поле РК, а также обеспечение работающей молодёжи доступным жильём, в частности, в Законе «О государственной молодёжной политике», ст. 4, п. 5 «развитие системы доступного жилья для молодых семей» дополнен фразой «и работающей молодёжи».
1) на случай утраты трудоспособности;
2) на случай потери кормильца;
3) на случай потери работы;
4) на случай потери дохода в связи с беременностью и родами;
5) на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);
6) на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.
Основные направления законопроекта:
- награждение Академией Елбасы в рамках инициативы Фонда «Ел Үміті» детей и молодёжи в возрасте от 14 до 29 лет за проявленный патриотизм и активную гражданскую позицию;
- предоставление зачисленным в Президентский молодёжный кадровый резерв кандидатам возможности занимать административные государственные должности корпуса «А» и «Б» без прохождения отбора в кадровый резерв и конкурсных процедур.
Цель законопроекта – сокращение нагрузки на педагогов, ограждение их от непредвиденных проверок и несвойственных функций, установление стимулов (как материальных, так и нематериальных) для действующих педагогов, а также для привлечения молодёжи в профессию.
Законопроект устанавливает права и обязанности педагогов, в том числе права на материальное обеспечение, поощрение, социальные гарантии. Для педагогов, впервые принятых на работу, вводится институт наставничества для оказания им практической помощи в профессиональной адаптации.
Целью поправок является стимулирование участия женщин и молодёжи в общественно-политических процессах страны и создание качественной партийной системы, снижение порога для регистрации политических партий.
С мая 2020 года введена обязательная 30%-ной квота для женщин и молодёжи в избирательных партийных списках кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов на стадии их регистрации. С точки зрения государства, предлагаемая норма будет стимулировать политические партии более активно работать с разными социальными группами и учитывать их интересы в своей деятельности, а также создаст качественно новые условия становления многопартийности на принципах равенства, пропорционального участия в выработке и принятии государственных решений.
Комментарии в тему
В Казахстане о документальных фильмах говорят и выделяют деньги так, словно это второсортный материал. Я наблюдаю, как ребята, выигравшие гранты Государственного центра поддержки национального кино, получили финансирование за месяц до дедлайна. То есть они в феврале защищали свои проекты, им в конце года выдали деньги, и через 1,5 месяца они были обязаны собрать все свои проекты готовыми. Мне кажется, это просто издевательство. Люди, которые задействованы в распределении средств и работе с режиссёрами, не должны быть бюрократами и чиновниками – они должны быть киноведами. Нужны крутые кураторы, руководители программ, управляющие процессами распределения денег и сбора отчётов. Нужна та самая льгота для отечественных кинематографистов, которые могут быть уверенными, что в кинотеатре их не поставят в ночное или утреннее время. Эта вся структура называется любовью к себе, своим авторам, своему высказыванию, желанию увидеть то, что молодые авторы могут снять сегодня. Уверена, что потенциал у молодых, крутых, креативных казахстанцев гораздо больше. Вопрос именно в организации работы, мышления тех, кто распределяет наши налоговые деньги, для того, чтобы понимать, что культура нуждается во вложениях, потому что это составляет репрезентацию страны.
Казахстан вообще был не подготовлен к онлайн-обучению. Это был ужас: учителя сами не знали, что нужно делать. Терялись все: и молодые специалисты, и специалисты с огромным стажем. К нам приходили «сверху» и говорили лишь в общих чертах. Но нет ситуации, к которой человек не привыкает и не адаптируется. Мы поняли, какие задания давать, что вообще нереально выполнить на дистанционном обучении, где необходимо больше объяснить родителям. Каждая школа выбрала определённую платформу и работает по ней – кто-то пользуется мессенджерами, кто-то BilimLand. Бывают сбои, когда ни дети, ни учителя не могут зайти. С начальной школой тяжелее. У меня был первый класс на дистанционке. Пятикласснику ещё можно объяснить новую тему через Zoom, а первокласснику как? Zoom вылетает, в основном, все сидят на бесплатной версии. Сорок минут заканчивается, и заново. Если интернет слабый, он тебя просто выбивает из конференции, и ты можешь за одну сессию подключиться 3-4 раза.
В среднем моя зарплата за пять лет повысилась почти в три раза. Единственный минус в том, что, если бы я просто сидела на часах, была учителем начальных классов, то получала больше, нежели, когда я ещё и завуч-методист. Дело в неравномерной оплате у методистов и учебных завучей. Работы у завучей много, при этом средняя зарплата – 100 тысяч тенге, без часов. То есть завуч, у которого стаж работы – 30 лет, может получать меньше, чем молодые специалисты. Если у них много часов, через два года они получают даже больше этого завуча. В законе о статусе педагога говорилось, что администрации будут повышать зарплаты.
Проблема заключается в сверхсложной системе регистрации партии и требованиях иметь членство и представительство во всех регионах. Также у Министерства юстиции, согласно закону, есть множество возможностей отказать в регистрации, используя малейшие ошибки, или даже заморозить регистрацию на неограниченное время из-за проверки.
Гендерные квоты и квоты для молодёжи работают при демократических выборах, но, если в стране нечестные выборы, в них мало смысла. К примеру, в действующем составе Мажилиса 29% женщин. Кто-нибудь знает их? Или знаком с их выдающейся деятельностью? Нет. Квоты без демократии не решают проблему гендерного неравенства, они лишь служат инструментом спекуляций со стороны правящего режима.
Что в итоге?
Наиболее значимые изменения в законодательстве произошли в сфере образования, гражданской активности, государственной службы, социального обеспечения, в особенности в вопросах обеспечения жильём и работой, также внедрён целый ворох изменений, связанных с возрастными ограничениями: их ослабление или, наоборот, ужесточение.
По прогнозам Международной Организации Труда, к 2050 году доля молодых людей в структуре населения РК составит 13,6%. Для сравнения – сейчас она колеблется в районе 17%. Наибольший вклад в её снижение вносит эмиграция: молодёжь уезжает за рубеж в поисках лучших условий жизни, самореализации.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что государство старается удержать молодёжь РК в стране: это делается и с помощью прямых административных мер, таких как отработка государственных образовательных грантов; и через улучшение условий жизни молодых людей. Последнее включает меры социальной защиты: страхование, помощь при трудоустройстве и приобретении жилья, а также меры, расширяющие возможности для самореализации молодёжи в разных сферах деятельности, таких как педагогика, культура, волонтёрство, гражданская и политическая деятельность. Насколько эти меры будут эффективны можно будет узнать через пару лет, когда эффекты смогут отразиться в официальной статистике.
У депутатов парламента не получилось принять законы, которые отвечали бы потребностям молодежи. И не получится, пока они будут просто информировать нас о принятых изменениях вместо предоставления возможностей для народного участия в политических процессах.
Молодые люди чувствовали себя исключенными из процессов принятия решений и не могли ни внести свой вклад в эти процессы, ни повлиять на них. Хотя именно сегодня молодежь в Казахстане выступает в качестве силы, служащей катализатором изменений в обществе. Голос молодёжи становится сильным и видимым в общественной дискуссии по вопросам развития страны, но вопрос в другом: захочет ли следующий созыв Парламента услышать и увидеть нас?