Что сделал парламент для молодежи за 5 лет?

Выборы шестого – текущего – созыва в Мажилис парламента Республики Казахстан состоялись четыре года назад – 20 марта 2016 года. В них приняли участие шесть политических партий, три прошли в состав Мажилиса Парламента: партия Nur Otan (82,20%), Демократическая партия Казахстана «Ак жол» (7,18%), Коммунистическая народная партия Казахстана (7,14%). В действующем составе Мажилиса: мужчин – 73%, женщин – 27%.

Средний возраст депутата Парламента шестого созыва – 55 лет. Для сравнения:

-Пятый созыв – 56 лет.

-Четвёртый созыв – 52 года.

-Третий созыв – 53 года.

Срок полномочий шестого созыва Мажилиса истекает в марте 2021 года. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назначил выборы в Мажилис парламента на 10 января 2021 года.

В этом материале Молодёжная информационная служба Казахстана рассказывает, какие законопроекты были приняты Мажилисом шестого созыва и какие изменения, касающиеся молодёжи, произошли в законодательстве страны. Изменения описаны в порядке от самых старых к самым новым. Материал не претендует на всесторонний анализ изменений за этот период, но стремится осветить те из них, которые непосредственно касаются молодёжи Казахстана или сфер общественной жизни, значительно с ней связанных.

6 апреля 2016 года: Закон «О занятости населения»

Данный закон принят в целях обеспечения полной, продуктивной и свободно избранной занятости в РК. Прописаны государственные меры содействия занятости населения, основанные на принципах свободы выбора работы, защиты от любых форм дискриминации и социальной защиты от безработицы. Описаны меры государственного регулирования в сфере занятости, в том числе и вопросы выделения квот на рабочие места для молодых людей различных категорий: людей с особыми потребностями или оставшихся без попечения родителей.

Введено понятие «Центр развития трудовых ресурсов» – информационный и аналитический орган, оказывающий поддержку государственным органам в сфере занятости населения.

Закон вводит множество понятий, связанных с правами и обязанностями госорганов, а также граждан РК, связанных с обеспечением занятости и социальной защиты.
 
 
Новый закон регулирует сферу дактилоскопической (отпечатки пальцев) и геномной регистрации граждан РК для расширения возможностей идентификации личностей граждан страны. Теперь граждане, впервые обратившиеся за получением паспорта или удостоверения личности (это чаще всего происходит в 16 лет, но может произойти как раньше, так и позже), обязаны пройти дактилоскопическую регистрацию – оставить свои отпечатки пальцев.
 
 
Новый закон установил правовые основы, формы и виды, а также меры поддержки волонтёрской деятельности в Казахстане. Волонтёрская деятельность в законе описывается как «добровольная социально направленная, выполняемая по свободному волеизъявлению, общественно полезная деятельность, осуществляемая на безвозмездной основе в интересах физических и (или) юридических лиц», а двумя основными целями волонтёрской деятельности заявлены:

1. Помощь физическим и юридическим лицам, охрана здоровья граждан, окружающей среды, развитие физической культуры и спорта или других общественных благ.

2. Формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности и милосердия в обществе.

Закон даёт определения большинству понятий, связанных с волонтёрством, регламентирует права и обязанности волонтёров и волонтёрских организаций.

Функции государства в волонтёрской деятельности сводятся больше к сбору, анализу и хранению информации о волонтёрской деятельности в РК, а также формирование рекомендаций и реализация государственной политики в этой сфере. Кроме того, органы местного самоуправления отныне могут оказывать поддержку волонтёрам.
 
3 июля 2017 года: Поправки в Закон «О дорожном движении»
 
Поправки изменили требования к молодым людям при получении водительских прав определённых категорий:

- Убраны требования по достижению двадцатипятилетнего возраста для получения водительских прав категории «D» и «Tb». Для получения водительских прав категории «Tm» ослаблены возрастные требования с 25 лет до 21 года. Кроме того, исключены требования по водительскому стажу для получения прав этих категорий.

- Ослаблены требования для военнослужащих по получению прав категории «D» и подкатегории «D1»: отныне нет необходимости достигать 19 лет – достаточно быть совершеннолетним.
 
11 июля 2017 года: Поправки в Уголовный Кодекс РК и Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан»
 
Исключили уголовную ответственность для молодых людей, достигших 14 лет, за вандализм, теперь она применяется только для совершеннолетних.

Изменились условия для назначения акимов районов, городов районного значения, посёлков, сёл, сельских округов: если ранее порядок назначения определял Президент РК, то теперь они избираются маслихатами районов или городов из списков, предоставленных действующими акимами, и с согласия местного сообщества. Кроме того, аким должен достигнуть 25-летнего возраста, чтобы быть избранным.
 
16 мая 2018 года: Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам архивного дела»
 
Для обеспечения социальной справедливости и предотвращения оттока молодёжи за рубеж, депутатами внесены изменения и дополнения в Закон Республики Казахстан «Об образовании».

Рассмотрено свыше 70 поправок, в основном касающихся вопросов хранения информации и формулировок у других законах, так или иначе предусматривающих хранение информации. Кроме того, отныне преимущественное право абитуриентов на присуждение образовательных грантов срабатывает только если конкурсные баллы абитуриента с преимущественным правом и абитуриента без такового равны.
 
4 июля 2018 года: Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений»
 
Законопроект разработан во исполнение Послания Президента народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее», 78 шага Плана нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ. Наиболее заметные изменения:

- ВУЗы, учреждённые как коммерческие организации, теперь могут реорганизоваться как некоммерческие;

- Президент РК может присваивать особенно отличившимся учреждениям образования «особый статус», дающий больше свободы деятельности;

- Введено множество понятий, характеризующих новые виды учебных заведений или их деятельности. К ним можно отнести, например, понятие «Исследовательский университет», «Дуальное обучение» и так далее.

- Университеты получили больше возможностей для принятия решений.

В ходе работы над законопроектом депутатами внесены поправки, направленные на реализацию третьей социальной инициативы К.-Ж. К.Токаева касательно строительства новых студенческих общежитий не менее чем на 75 тысяч мест до 2022 года в целях улучшения условий проживания студенческой молодёжи.
 
 
Законопроект направлен на создание условий для повышения:

-качества и конкурентоспособности национальных фильмов;


-доступности услуг кинопоказа для населения;

-прозрачности и инвестиционной привлекательности киноиндустрии;

-роста авторитета и признания казахстанского кино за рубежом.
 
19 апреля 2019 года: Поправки в Закон «Об автомобильном транспорте»
 
Добавлена статья, предъявляющая требования к безопасности пассажирских перевозок. В частности, водителем большого автобуса (с 16-ю и более местами) или троллейбуса теперь может стать человек в возрасте не менее 25 лет.
 
6 мая 2019 года: Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений»
 
Цель законопроекта – реализация поручений Н. А. Назарбаева, данных на XVIII съезде партии Nur Otan и в рамках проведения церемонии открытия Года молодёжи, о принятии мер обеспечения жильём многодетных семей и работающей молодёжи. Законопроектом предлагается внесение изменений и дополнений в законы «О жилищных отношениях», «О государственной молодёжной политике» и «О государственных наградах Республики Казахстан».

Законопроект направлен на:

- предоставление малообеспеченным многодетным семьям, в том числе многодетным матерям, награждённым подвесками «Алтын алқа», «Қүміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», первоочередного права на получение жилья;

- выведение данной категории из общего списка социально уязвимых слоёв населения для ведения по ней отдельных списков очередников;

- введение понятия «работающая молодёжь» в законодательное поле РК, а также обеспечение работающей молодёжи доступным жильём, в частности, в Законе «О государственной молодёжной политике», ст. 4, п. 5 «развитие системы доступного жилья для молодых семей» дополнен фразой «и работающей молодёжи».
 
28 октября 2019 года: Поправки в Закон «Об образовании»
 
Поправка обязывает выпускников университетов, получивших грант на обучение сельскохозяйственным специальностям по так называемой «сельской квоте» отрабатывать свой грант в сельской местности. Подобная отработка уже была обязательна для педагогов и врачей.
 
 
Закон вводит обязательное социальное страхование граждан различных категорий. Вводятся следующие виды социального страхования:

1) на случай утраты трудоспособности;

2) на случай потери кормильца;

3) на случай потери работы;

4) на случай потери дохода в связи с беременностью и родами;

5) на случай потери дохода в связи с усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей);

6) на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.
 
27 декабря 2019 года: Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административно-территориального устройства Республики Казахстан, совершенствования системы государственного управления и межбюджетных отношений»
 
Законопроект разработан в целях реализации поручения Н. А. Назарбаева, озвученного в послании «Новые возможности развития в условиях четвёртой промышленной революции», по передаче из республиканского бюджета в местные бюджеты корпоративного подоходного налога от малого и среднего бизнеса.

Основные направления законопроекта:

- награждение Академией Елбасы в рамках инициативы Фонда «Ел Үміті» детей и молодёжи в возрасте от 14 до 29 лет за проявленный патриотизм и активную гражданскую позицию;

- предоставление зачисленным в Президентский молодёжный кадровый резерв кандидатам возможности занимать административные государственные должности корпуса «А» и «Б» без прохождения отбора в кадровый резерв и конкурсных процедур.
 
27 декабря 2019 года: Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя»
 
Законопроект предусматривает привлечение к ответственности должностных лиц, обязывающих педагогов заниматься деятельностью, не предусмотренной законодательством РК для педагогов: отныне запрещено требовать у учителей дополнительную отчётность, обязывать заниматься активностями, не связанными прямо с их педагогической деятельностью, проводить мероприятия и так далее. Усиливаются требования к педагогам при поступлении на работу. Отдельно выделим появление наказаний за «проявление неуважения к педагогу».
 
 
Проект Закона разработан в целях реализации послания Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение дохода и качества жизни» и поручений действующего президента К.-Ж.К. Токаева, озвученных 16 августа 2019 года на августовской конференции «Bіlіm jáne Ǵylym!».

Цель законопроекта – сокращение нагрузки на педагогов, ограждение их от непредвиденных проверок и несвойственных функций, установление стимулов (как материальных, так и нематериальных) для действующих педагогов, а также для привлечения молодёжи в профессию.

Законопроект устанавливает права и обязанности педагогов, в том числе права на материальное обеспечение, поощрение, социальные гарантии. Для педагогов, впервые принятых на работу, вводится институт наставничества для оказания им практической помощи в профессиональной адаптации.
 
 
Проекты поправок в Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» и Закон «О политических партиях» разработаны в соответствии с Планом мероприятий по реализации поручений президента Республики Казахстан К.-Ж. К. Токаева, данных на втором заседании Национального совета общественного доверия.

Целью поправок является стимулирование участия женщин и молодёжи в общественно-политических процессах страны и создание качественной партийной системы, снижение порога для регистрации политических партий.

С мая 2020 года введена обязательная 30%-ной квота для женщин и молодёжи в избирательных партийных списках кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов на стадии их регистрации. С точки зрения государства, предлагаемая норма будет стимулировать политические партии более активно работать с разными социальными группами и учитывать их интересы в своей деятельности, а также создаст качественно новые условия становления многопартийности на принципах равенства, пропорционального участия в выработке и принятии государственных решений.
 
26 июня 2020 года: Поправка в Закон «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей»
 
Данная поправка ослабляет квалификационные требования к частным судебным исполнителям: отменено требование о необходимости достижения двадцатипятилетнего возраста для получения квалификации. Прочие требования сохранены.
 
3 июля 2020 года: Поправка в Закон «О государственной службе Республики Казахстан»
 
Поправка позволяет занимать государственные должности корпуса «Б» молодым людям, зачисленным в Президентский молодёжный кадровый резерв, без проведения конкурса. Теперь достаточно только решения уполномоченной комиссии.
 
7 июля 2020 года: Поправки в законы «О здоровье народа и системе здравоохранения» и «О государственной молодёжной политике»
 
Поправки предусматривают запрет на продажу табачной продукции лицам, не достигшим 21 года, в то время как раньше такой запрет действовал до достижения 18 лет. Кроме того, в Законе «О государственной молодёжной политике» поменялась формулировка для расстройств, после лечения от которых молодые люди могут рассчитывать на помощь социальных служб молодёжи: ранее они определялись как «алкоголизм, наркомания, токсикомания», теперь же они описаны более обширно – «психические поведенческие расстройства (заболевания), связанные с употребление психоактивных веществ».
 

Комментарии в тему

Катерина Суворова, режиссёрка документального кино о развитии индустрии кино в РК:
 
Непонятно, с какого момента какой уровень твоей работы можно считать индустриальным, в какой момент ты входишь в индустрию, из-за того, что, когда я начинала работать, не было налаженных процессов. Я начала снимать первый полнометражный фильм в 2010 году. Индустрию документалистики в Казахстане я ощущаю, как разбросанные в космосе островки планеты, которые периодически соединяю. Я занимаюсь документалистикой в стране, где основные ресурсы на кинопроизводство направлены на массовое кино – кино, которое способно возвращать деньги, отбить бюджет. В Казахфильме это появилось как установка. Документалистика, которая не предполагает министерской слоты о поэтах, выдающихся личностях прошлых столетий, в меньшинстве. Я занимаюсь креативной документалистикой, фильмами, которые рассчитаны на фестивали, и в этой области в Казахстане за 10 лет никаких изменений не произошло. Приносила в Казахфильм и «Завтра море». Ни разу ни один мой фильм не был поддержан государственной структурой. Когда я берусь за фильм, я какое-то время трачу на поиски финансирования, подаю на гранты от разных фондов, в Казахфильме тоже прохожу несколько стадий и питчинг. Периодически появляются обещания прозрачной системы отбора, но для меня прецедент остаётся прежним.

В Казахстане о документальных фильмах говорят и выделяют деньги так, словно это второсортный материал. Я наблюдаю, как ребята, выигравшие гранты Государственного центра поддержки национального кино, получили финансирование за месяц до дедлайна. То есть они в феврале защищали свои проекты, им в конце года выдали деньги, и через 1,5 месяца они были обязаны собрать все свои проекты готовыми. Мне кажется, это просто издевательство. Люди, которые задействованы в распределении средств и работе с режиссёрами, не должны быть бюрократами и чиновниками – они должны быть киноведами. Нужны крутые кураторы, руководители программ, управляющие процессами распределения денег и сбора отчётов. Нужна та самая льгота для отечественных кинематографистов, которые могут быть уверенными, что в кинотеатре их не поставят в ночное или утреннее время. Эта вся структура называется любовью к себе, своим авторам, своему высказыванию, желанию увидеть то, что молодые авторы могут снять сегодня. Уверена, что потенциал у молодых, крутых, креативных казахстанцев гораздо больше. Вопрос именно в организации работы, мышления тех, кто распределяет наши налоговые деньги, для того, чтобы понимать, что культура нуждается во вложениях, потому что это составляет репрезентацию страны.
 
Маргарита Зеленова (стаж работы – 5 лет), учительница начальных классов и завуч по методической работе средней школы №6 в городе Текели о Законе «О статусе педагога»:
 
Наставничество было всегда и есть сейчас, но всё зависит от личности наставника – часто встречаются педагоги, которые неохотно делятся своим опытом. И у тех учителей, которые приходили за пять лет до меня, были наставники. Они проверяли документацию, ведение уроков, посещали их, смотрели разработки, делали замечания. Раньше наставник при молодом специалисте держался три года, теперь – год. В 2015-2016 годы появилось красивое слово «ментор». То есть это по сути то же самое, только подход немного другой. У учителей ненормированный график, проверок много, легче работалось бы при правильной нагрузке –если бы каждый занимался своей работой. Документацию или справки могут потребовать здесь и сейчас, хоть и рабочий день давно закончился, загружают мероприятиями или просят провести акцию. В период пандемии это были видеоролики: день семьи – снимите видеоролик, день борьбы с коррупцией – видеоролик.

Казахстан вообще был не подготовлен к онлайн-обучению. Это был ужас: учителя сами не знали, что нужно делать. Терялись все: и молодые специалисты, и специалисты с огромным стажем. К нам приходили «‎сверху» и говорили лишь в общих чертах. Но нет ситуации, к которой человек не привыкает и не адаптируется. Мы поняли, какие задания давать, что вообще нереально выполнить на дистанционном обучении, где необходимо больше объяснить родителям. Каждая школа выбрала определённую платформу и работает по ней – кто-то пользуется мессенджерами, кто-то BilimLand. Бывают сбои, когда ни дети, ни учителя не могут зайти. С начальной школой тяжелее. У меня был первый класс на дистанционке. Пятикласснику ещё можно объяснить новую тему через Zoom, а первокласснику как? Zoom вылетает, в основном, все сидят на бесплатной версии. Сорок минут заканчивается, и заново. Если интернет слабый, он тебя просто выбивает из конференции, и ты можешь за одну сессию подключиться 3-4 раза.

В среднем моя зарплата за пять лет повысилась почти в три раза. Единственный минус в том, что, если бы я просто сидела на часах, была учителем начальных классов, то получала больше, нежели, когда я ещё и завуч-методист. Дело в неравномерной оплате у методистов и учебных завучей. Работы у завучей много, при этом средняя зарплата – 100 тысяч тенге, без часов. То есть завуч, у которого стаж работы – 30 лет, может получать меньше, чем молодые специалисты. Если у них много часов, через два года они получают даже больше этого завуча. В законе о статусе педагога говорилось, что администрации будут повышать зарплаты.
 
Димаш Альжанов, казахстанский политолог о Законе «О внесении дополнений в Конституционный Закон Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан» и Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О политических партиях»:
 
Вместо помощи населению парламент принимает законы, имитирующие политические реформы и создающие видимость демократизации. К примеру, в Закон «О политических партиях» вносятся два изменения: одно снижает регистрационные требования с сорока до двадцати тысяч членов, а второе обязывает соблюдать 30% квоту для женщин и молодёжи при участии в выборах.

Проблема заключается в сверхсложной системе регистрации партии и требованиях иметь членство и представительство во всех регионах. Также у Министерства юстиции, согласно закону, есть множество возможностей отказать в регистрации, используя малейшие ошибки, или даже заморозить регистрацию на неограниченное время из-за проверки.

Гендерные квоты и квоты для молодёжи работают при демократических выборах, но, если в стране нечестные выборы, в них мало смысла. К примеру, в действующем составе Мажилиса 29% женщин. Кто-нибудь знает их? Или знаком с их выдающейся деятельностью? Нет. Квоты без демократии не решают проблему гендерного неравенства, они лишь служат инструментом спекуляций со стороны правящего режима.
 

Что в итоге?

Итого за время работы шестого созыва Мажилиса Парламента РК было принято 5 новых законов, а также 13 пакетов поправок, влияющих на жизнь молодёжи Казахстана.Три из пяти новых законов прямо затрагивают социальную сферу, один регулирует волонтёрскую деятельность и ещё один призван развивать культурную жизнь страны.

Наиболее значимые изменения в законодательстве произошли в сфере образования, гражданской активности, государственной службы, социального обеспечения, в особенности в вопросах обеспечения жильём и работой, также внедрён целый ворох изменений, связанных с возрастными ограничениями: их ослабление или, наоборот, ужесточение.

По прогнозам Международной Организации Труда, к 2050 году доля молодых людей в структуре населения РК составит 13,6%. Для сравнения – сейчас она колеблется в районе 17%. Наибольший вклад в её снижение вносит эмиграция: молодёжь уезжает за рубеж в поисках лучших условий жизни, самореализации.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что государство старается удержать молодёжь РК в стране: это делается и с помощью прямых административных мер, таких как отработка государственных образовательных грантов; и через улучшение условий жизни молодых людей. Последнее включает меры социальной защиты: страхование, помощь при трудоустройстве и приобретении жилья, а также меры, расширяющие возможности для самореализации молодёжи в разных сферах деятельности, таких как педагогика, культура, волонтёрство, гражданская и политическая деятельность. Насколько эти меры будут эффективны можно будет узнать через пару лет, когда эффекты смогут отразиться в официальной статистике.

У депутатов парламента не получилось принять законы, которые отвечали бы потребностям молодежи. И не получится, пока они будут просто информировать нас о принятых изменениях вместо предоставления возможностей для народного участия в политических процессах.

Молодые люди чувствовали себя исключенными из процессов принятия решений и не могли ни внести свой вклад в эти процессы, ни повлиять на них. Хотя именно сегодня молодежь в Казахстане выступает в качестве силы, служащей катализатором изменений в обществе. Голос молодёжи становится сильным и видимым в общественной дискуссии по вопросам развития страны, но вопрос в другом: захочет ли следующий созыв Парламента услышать и увидеть нас?
 
 
Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»