Союз Родителей Казахстана, как голос традиционного общества. И что делать, если он противится прогрессу?

Ранее мы уже анализировали ключевые аргументы группы, но, остыв от баталий, полезно посмотреть на Союз, как на явление.

Казахстанский Союз Родителей недавно напомнил о себе активной позицией по петиции «О запрете пропаганды ЛГБТ». Ранее мы уже анализировали ключевые аргументы группы, но, остыв от баталий, полезно посмотреть на Союз, как на явление, и разобрать другие его кампании. В процессе подготовки материала нам удалось поговорить и с самим Союзом – читайте далее детали. 

Общественное объединение «Казахстанский Союз Родителей» — это инициативная группа, целью которой является «популяризация идеи традиционной семьи и семейных ценностей, а также защита семьи, прав родителей и детей, а также семейных ценностей».

«Традиционная семья — это отец-мужчина, мать-женщина и детки», — объясняет свое видение традиционных ценностей Ирина Бородкина, координатор алматинского филиала Союза Родителей.

Чем интересен Союз? Безусловно тем, что представляет голос большинства в казахстанском обществе: люди с традиционными взглядами на жизнь составляют, по разным данным, от 50 до 90% в Казахстане. 

Согласно «Всемирному исследованию ценностей» (2017), семья является главной ценностью для 93,5% казахстанцев. Молодые люди в большинстве живут с родителями (70%), считают создание семьи важнейшим делом в жизни (65%), не живут с партнером до брака (78,4%), считают девственность избранника важным критерием (43,8%) и хотят иметь 2 и более детей (87%), согласно исследованию “Молодежь в Казахстане, 2021”, Фонд им. Эберта, это — характеристики традиционного мировоззрения. А исследователи агентства BRIF Research Group и вовсе описывают нашу молодежь, как консервативную, имеющую основным жизненным сценарием – завести традиционную семью и детей (Исследование трендов молодых горожан, 2018, BRIF).

 То есть, Союз родителей предлагает нашему итак традиционному обществу беспроигрышную идею — идею сохранения семейных традиций. 

 Государство же, с радостью отвечает на запрос большинства, превентируя распространение идей, которые поддерживает либеральное меньшинство: свободу выбора, равенство для женщины в отношениях и браке, недискриминацию по отношению к людям, которые имеют другие взгляды на то, как может быть устроена семья, недискриминацию по отношению ЛГБТК+ людям. В принципе, это нормальное поведение в животном мире — поддерживать в любом споре большинство ради безопасности и выживания. 

Но дилемма в том, что мы не в джунглях. И если Казахстан назвался груздем, то есть демократией, то должен полезать в кузов — то есть официально поддерживать либеральное меньшинство в этом вопросе, но власти заняли противоположную позицию и выбрали простой путь для своей безопасности — путь поддержки большинства. Ну и традиционное общество и авторитарная власть — как близнецы, им хорошо вместе.

Но есть проблема: если нарушается один принцип демократии, значит, могут быть нарушены и все другие? 

Проблема также и в том, что традиционная часть общества, которую как будто представляет Союз родителей, мыслит в плоскости “мы защищаем святое, семью и традиции”, а либеральная часть общества — мыслит в плоскости “нельзя нарушать принципы демократии, иначе все развалится”. И мы говорим на разных языках. 

Что же делать, чтобы приблизиться к демократии, которой мы назвались? Углубимся в изучение позиции традиционных казахстанцев в лице Союза Родителей и посмотрим на их публично представленные нарративы.

От ЛГБТК+ до насилия

 Основной массив нарративов Союза Родителей, конечно, лежит в теме «пропаганды» ЛГБТК+. Попытки отменить ее принимались и в 2021 году с акцией  «ЛГБТ, руки прочь от наших детей!», и с попытками ввести запрет на пропаганду ЛГБТК+ в Закон об Образовании. Также «Казахстанский Союз Родителей» открыто выступал против ратификации Стамбульской конвенции, так как считает, что бытовое насилие не требует отдельного упоминания в законодательстве.

«В 19 году Союз образовался, когда были приняты первые попытки СБН (прим. ред. семейно-бытовое насилие), потому что многих родителей они взволновали. И тогда в Сенате родителям удалось отстоять этот закон, ну то есть вернуть обратно. СБН — это хорошая большая попытка обвинить родителя во всех грехах, которые есть везде», — считает Ирина Бородкина.

Почему ЛГБТК+ волнует граждан традиционных взглядов и Союз родителей, понять можно, но почему отторжение вызывает попытка наказывать агрессоров?

«Потому что так называемое семейно-бытовое насилие не содержат состава преступления, это БЫТОВЫЕ СИТУАЦИИ, которые могут случиться с каждым»,  —  писал Союз в своих социальных сетях.

Оставим читателю оценку самих нарративов на самостоятельную работу, и отметим только то, что большинство тезисов не подтверждаются ссылками, а  тональность и язык публикаций очевидно эмоциональны и грубы. Ну и не отвечают на главный вопрос: а как отслеживать и наказывать действительных абьюзеров и насильников? Что, если они существуют? 

За закрытыми дверями: воспитание или насилие?

 Союз выступает и против “ювеналки” — так группа называет внесенные изменения в некоторые законодательные акты по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей, утверждая что защищают свое право на воспитание детей после нескольких кейсов, когда детей забирали по неоднозначным, как им кажется, основаниям:

«За побои и легкий вред здоровью будет уголовная ответственность “и не нужно будет писать никаких заявлений”. Без всякого заявления от вас смогут вмешаться в вашу семью. Открыть вашу дверь с ноги, вырвать у вас из рук вашего малыша, натащить своими сапогами вам грязи, замешанной на доносах и предположениях».  — опасается Союз.

«Авторы законопроекта вносят в приведенный список ответственностей родителей  “формирование законопослушного поведения” у ребенка. Введение данной нормы неминуемо приведет казахстанское общество к негативным последствиям. Оно усугубит положение детей, у которых девиантное поведение. А также детей, которые в результате стечения обстоятельств оказались в дурной компании», — пишет Союз у себя в Инстаграм.

Как видим, аргументации нет: какие именно будут негативные последствия? Почему положение детей с девиантным поведением обязательно “усугубится” в процессе формирование законопослушного поведения? Это, к сожалению, не объясняется.

Союз выступает против «формирования законопослушного поведения», но никак не комментирует кейсы, когда дети насилуют детей, а подростки накачивают девочек наркотиками и также совершают действия сексуализированного характера. 

Ну и обратите внимание на тезис “семейно-бытовое насилие не содержит состава преступления” — это прямая защита права на побои. А побои детей, женщин и любого человека слабее агрессора или находящегося в зависимости от него, — это “культура” традиционного общества, которое поддерживает жесткие иерархии и подчинение, — в нездоровом его проявлении (отметим, что вместе с тем много людей и семей традиционных взглядов не поддерживают насилие). И здесь на самом защищается право на насилие со стороны сильного, а не право спокойно воспитывать своих детей за закрытыми дверями. То есть, мы (как общество и государство) всегда должны предполагать, что за закрытыми дверями может произойти насилие. И если его там нет — человек должен быть готов открыть дверь и показать, что его там нет.

Что не так с буллингом?

«Казахстанский Союз Родителей» также активно противодействуют борьбе с буллингом в школах, несмотря на то, что травля является одной из главных причин детских и подростковых суицидов. 

«Кому выгодно штрафовать за то, что дети дразнятся, а мужчины пристают к женщинам? С МВДшниками все понятно. Они уже сдались и готовы давать план — пополнять казну. А людям это выгодно? Женщинам выгодно, если мужчины будут бояться открывать перед ними дверь, уступать им место, делать им комплименты? Родителям выгодно, если их детям "зашьют" рты?», — писали Союз в своих социальных сетях о тогда еще планируемых законопроектах о противодействию буллингу и харассменту.

«Буллинг — это остановление травли и преследования ЛГБТ персон… Буллинг — это действия унизительного характера 2 и более раз. Что такое действия унизительного характера? Для чего вводятся новые понятия с размытыми формулировками? Есть же статьи об унижении чести, о клевете»,  — комментирует данный вопрос Ирина Бородкина.

Здесь в борьбе с буллингом Союзу родителей видится “остановление травли и преследования ЛГБТ ”, хотя если мы почитаем новости, то в буллинге, в основном, участвуют дети, причем в огромных количествах.

По данным ЮНИСЕФ Казахстан, 66% детей сталкиваются со школьным насилием и дискриминацией, 44% стали жертвами насилия в школе, 24% совершали акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе. Исследование показало, что дети, пережившие школьное насилие с элементами унижения и вымогательства, подвержены более высокому риску суицидального поведения.

И снова Союз родителей эмоционально воспринимает на проблему, но упускает из вида и тот факт, что агрессия и правда существует в детских сообществах, и вопрос о том, как защитить огромное количество детей от издевательств?

Психологическая помощь и вакцинация

Стоит отметить и позицию Союза в отношении приказа Минздрава «Об утверждении порядка и условий оказания психологической помощи лицам, совершившим правонарушения с применением насилия», направленного на реабилитацию насильников с целью предотвращения рецидивов. Союз родителей выступает против него, снова не приводя никаких серьезных аргументов и доводов: 

«Мы опасаемся того, что за шапалак папа рискует получить не просто успокаивающие беседы в группе анонимных шапалачников, а серьезные проблемы в психушке!»   — пишет Союз в своем инстаграм. 

Также Союз активно призывает отказываться от вакцинации против кори, ВПЧ, COVID-19, аргументируется это тем, что вакцина может привести к появлению заболеваний аутистического спектра или к онкологическим заболеваниям у детей.  

«Может ли межведомственная комиссия рекомендовать сомнительную медицинскую процедуру, безопасность которой никто не гарантирует? Запросто!»,  — писал Союз в своем инстаграм.

«Тоже были опасные нормы (прим. ред. про Кодекс о здравоохранении), тогда там вводилась обязательная вакцинация. И меня это возмутило, потому что я аллергик, ребенок аллергик, и у нас медотвод. По моему мнению, родитель вправе решать что колоть своему ребенку», — считает Ирина Бородкина.

Хотя опровержение мифам по вакцинированию давно дано и его можно прочитать здесь. Также казахстанские врачи ведут разъяснительную работу по вакцинации на этом сайте egu.kz

Итак, мы видим, что в целом Союз триггерит прогресс: новые понятия и явления, новые группы, которые появляются в усложняющемся обществе, а также новые решения и правила человечества для них. И это ожидаемо: традиционные сообщества по своей природе сопротивляются изменениям. Но не обойдется ли нам такое сопротивление дорого? Ведь традиционалисты предлагают игнорировать проблемы.

 А кроме них, в Казахстане живут еще модернисты, прогрессивисты, космополиты — люди и семьи, живущие в духе свободы и творчества, стремящиеся к хорошему  образованию, путешествиям и международным стандартам качества жизни. 

Должны ли сторонники прогресса воспитывать традиционную часть общества и объяснять ей новые реалии жизни? Хотя бы для того, чтобы всем вместе не откатиться в развитии на сто лет назад. Как вы считаете?

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»