Поправки о запрете «пропаганды ЛГБТ» в 9 законов приняла рабочая группа Мажилиса в Казахстане
28 октября 2025 года рабочая группа Мажилиса поддержала норму о запрете пропаганды ЛГБТ и педофилии, теперь документ направлен на рассмотрение профильных комитетов. Рассказываем о сути предлагаемых поправок и мнении правозащитников.
Проводилось ли исследование и что думают правозащитники?
Руководитель рабочей группы и депутат Мажилиса Елнур Бейсенбаев уточнил, что законопроект предлагает поправки в 9 Законов: «О правах ребенка» (статьи 34 и 39), «О рекламе», «О связи», «О культуре», «Об образовании», «О защите детей от информации, причиняющей вред их развитию», «О кинематографии», «Об онлайн-платформах и онлайн-регламенте», «О масс-медиа».
Основания введения поправок
Депутаты обосновывают необходимость поправок защитой детей и сохранением традиционных ценностей. По словам Елнура Бейсенбаева, цель изменений – «предотвратить распространение информации, способной навредить психическому развитию несовершеннолетних» и «защитить ребёнка от пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации и педофилии».
История исследования
В конце 2024 года Министерство здравоохранения опубликовало исследование, посвященное вопросам поддержки подростков с ЛГБТ-идентичностью и профилактике психологических рисков, таких как изоляция, депрессия и суицидальные тенденции. В отчете отмечалось, что сексуальная ориентация не формируется под воздействием внешней информации. Однако вскоре после выступления президента Касым-Жомарта Токаева, в котором он заявил: «Многим странам десятилетиями навязывали так называемые демократические моральные ценности, включая ЛГБТ... Мы всегда исходили из необходимости баланса исторических, традиционных и современных ценностей», материал был удалён с официальных ресурсов министерства.
Правозащитник Сергей Дуванов отметил для редакции Current Time, что это не случайное совпадение: «Любое неосторожное высказывание президента воспринимается его чиновниками как установка. Причём жёсткая установка – они тут же начинают её исполнять. Тут же был убран этот материал, чтобы соответствовать духу нового идеологического направления в стране».
Позиция Министерства
Напомним, что 19 марта 2025 года, отвечая на запрос МИСК, в ведомстве пояснили, что никаких самостоятельных исследований о влиянии ЛГБТ на несовершеннолетних не проводилось. Также было отмечено, что документ, на который ссылались чиновники, касался не «пропаганды», а вопросов поддержки подростков с ЛГБТ-идентичностью – создания для них безопасной среды и профилактики психологических проблем. Тем не менее, в публичных выступлениях представители министерства упоминали о негативном влиянии ЛГБТ-движения на демографию и ценности несовершеннолетних, что вызвало дискуссию среди правозащитников и экспертов.
Таким образом, можно предположить, что заявление президента о защите традиционных ценностей задало политический курс, на фоне которого депутаты начали активно продвигать поправки о запрете “пропаганды”.
На какие источники ссылались
В ответе Минздрава РК на запрос МИСК ведомство уточнило, что в качестве источников для документа, который был опубликован, а затем удален, использовались международные рецензируемые статьи, отчеты и руководства развитых стран, включая публикации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), журнал JAMA Pediatrics(m.medsci.cn), обзоры и аналитические материалы The Trevor Project, отчёты медицинской сети Kaiser Permanente (pubmed.ncbi.nlm.nih.gov), исследования, опубликованные в Китае (zgggws.com), а также рекомендации Всемирной профессиональной ассоциации для трансгендерного здоровья (WPATH) и данные, размещенные в открытых источниках, включая Wikipedia (en.wikipedia.org).
Почему это вызывает вопросы
На данный момент ни одно из министерств не представило собственных исследований по теме. При этом документы, использованные в качестве источников для удаленного обзора, не опубликованы в открытом доступе, что затрудняет проверку их содержания и достоверности. Кроме того, исследования, проведенные в других странах, не всегда можно напрямую применить к Казахстану из-за различий в социальном, культурном и экономическом контексте. В этой связи эксперты указывают на необходимость проведения национальных исследований, которые отражали бы местные особенности и могли бы служить более надежной основой для законодательных решений.
Обоснованы ли предлагаемые поправки в закон?
Правозащитница Татьяна Чернобиль в комментарии МИСК отметила, что подобные инициативы не имеют под собой научного основания.
«Необходимость депутатами обоснована на предположениях и гипотезах. В научном мире никакой связи между информацией (“пропагандой”) и сексуальной ориентацией или гендерной идентичностью человека не выявлено. Кроме того, чем бы ни было продиктовано беспокойство депутатов, ограничение прав человека, влекущее или основанное на дискриминации, недопустимо», – подчеркивает она.
Она также отметила, что исследование, на которое ссылаются депутаты, не является независимым и не прошло публичную проверку:
«Подозрительно, что заказчики не делятся самим исследованием публично. Его научность, объективность и обоснованность вызывают серьёзные вопросы», – заключает правозащитница.
Почему прозрачность – это важно?
Факт того, что ни одно из министерств не проводило собственных исследований, при этом ссылаясь на документ, отсутствующий в открытом доступе, вызывает вопросы о прозрачности законодательного процесса.
По стандартам демократического и правового государства подобные инициативы должны основываться на научных данных и проходить широкое общественное обсуждение, особенно если они затрагивают права человека. Такие подходы закреплены в Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1948), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966), а также отражены в рекомендациях Совета ООН по правам человека и БДИПЧ ОБСЕ. В противном случае существует риск, что решения будут приниматься не на основе фактов, а под влиянием идеологических убеждений.
На какой стадии законопроект о запрете «пропаганды ЛГБТ» сейчас?
На данный момент законопроект прошел обсуждение в рабочей группе Мажилиса, где 28 октября 2025 года депутаты поддержали норму о запрете пропаганды ЛГБТ и педофилии в 9 законах Казахстана. В частности, руководитель рабочей группы Елнур Бейсенбаев сообщил, что в Закон «О правах ребёнка» предлагается внести дополнения: в пункт 3 статьи 34 после слова «насилие» добавить слова «пропагандирующие нетрадиционную сексуальную ориентацию и педофилию», а в статье 39 – после слова «порнография» указать те же формулировки.Теперь документ направлен на рассмотрение профильных комитетов. После этого он будет вынесен на пленарное заседание – то есть общее собрание депутатов Мажилиса, где законопроект обсудят и поставят на голосование. В случае одобрения он направляется в Сенат и только затем – на подпись Президенту.
Наблюдать за развитием ситуации можно через официальный сайт Мажилиса , где публикуются проекты законов, стенограммы заседаний и комментарии депутатов.
Международный контекст
Аналогичные законы о «запрете ЛГБТ-пропаганды» в последние годы принимали Россия, Кыргызстан и Венгрия. Эти инициативы вызвали много критики со стороны международных организаций – например, Amnesty International и Human Rights Watch. Они считают, что такие ограничения часто ведут к росту дискриминации и давлению на свободу самовыражения.
Для Казахстана сейчас важно понять: не противопоставляет ли он традиционные ценности правам человека?