«Подростки беззащитны в трудовой сфере»: казахстанская школьница создала мобильное приложение для сверстников по поиску работы

Когда 15-летней Сафии Ерлан не заплатили за первый месяц работы, это стало не просто личной неудачей, а началом ее пути.

Когда 15-летней Сафии Ерлан не заплатили за первый месяц работы, это стало не просто личной неудачей, а началом большого пути. Сегодня она — создательница мобильного приложения Work4Teen, которое помогает подросткам находить безопасную и легальную подработку. В интервью Сафия рассказала нам о том, как превратить личный опыт в бизнес-идею, что значит быть лидером и поделилась источниками своего вдохновения в сфере информационных технологий.

Сафиа, ваш негативный опыт с работодателем стал фактически вашим первым бизнес-кейсом. Расскажите, пожалуйста, вашу историю, благодаря которой родилась идея создания проекта.

Да, все началось с личной истории. Когда мне было 15 лет, я впервые попробовала найти работу. Это был достаточно долгий и сложный процесс: приходилось искать вакансии через знакомых, в сомнительных группах в соцсетях, где часто не было никаких гарантий. В итоге я устроилась работать аниматором. Целый месяц работала, проводила праздники, танцевала, тратила время и силы. Но в конце месяца мне просто не заплатили. Тогда я впервые столкнулась с несправедливостью и поняла, что подростки остаются совершенно беззащитными в трудовой сфере.

Эта история стала отправной точкой для создания мобильного приложения для подростков Work4Teen. Сначала это была просто идея. Я задалась вопросом: что, если мне создать платформу, где подростки смогут находить легальные вакансии и быть уверены, что им действительно заплатят? На реализацию ушло около года: от идеи до первых прототипов приложения. Все это время мы изучали рынок, разговаривали с подростками, тестировали разные форматы.

Как вы искали команду, с которой получилось реализовать такую амбициозную идею?

Мы все учимся в одной школе — в алматинском лицее №134. Я поделилась идеей и оказалось, что рядом уже есть люди, у которых есть нужные навыки и мотивация. У каждой из нас был свой опыт: Саша и Камила уже пробовали программировать, Мелита увлекалась дизайном, Зере разбиралась в аналитике. В нашем совместном проекте Саша и Камила выступают в роли разработчиков (backend, frontend), Мелита отвечает за дизайн и UX, Зере — за финансы и коммуникации с партнерами. Я взяла на себя роль тимлидера, потому что у меня было четкое понимание, что именно нужно построить. Мы очень быстро почувствовали, что у нас совпадает видение и мы готовы работать не ради формального проекта, а ради реального результата. 

Каково быть лидером команды? Какие качества важны для этой позиции?

Лидерство для меня — это, прежде всего, ответственность и служение команде. Быть лидером — не значит отдавать приказы, а значит слышать, защищать и направлять. Часто приходится брать на себя «неудобные» задачи, например, переговоры с партнерами, разбор ошибок, принятие решений, которые могут быть непопулярны, но они необходимы. Это учит зрелости и умению держать фокус на результате, а не на эго.

Ключевые качества, которые я стараюсь развивать: эмпатия, то есть понимание происходящего с людьми, прозрачность в коммуникации для того, чтобы четко объяснять причину решений, умение приоритизировать и делегировать, а также стойкость — способность сохранять спокойствие в кризис. Еще одно важное умение — признавать ошибки и учиться. На мой взгляд, команда сильнее там, где лидер открыт и искренен.

Удается ли совмещать учебу и работу над проектом? Где находите энергию и мотивацию?

Это постоянная дисциплина и планирование. У меня есть недельное расписание с блоками. Утренние часы — учеба, дневные — школьные уроки, вечера — работа над проектом. Когда видишь, что твоя работа приносит пользу, это дает энергию. Важна также команда. Когда у тебя есть люди, которые поддерживают и поднимают настроение, работать проще. 

Что для вас было самым сложным на старте создания проекта?

У нас не было опыта ни в стартапах, ни в бизнесе, ни даже в программировании на профессиональном уровне. Приходилось учиться всему параллельно: как вести переговоры с работодателями, как искать команду, как работать с кодом, как составлять бизнес-план. Еще очень тяжело было убедить взрослых в том, что проблема подростковой занятости действительно серьезная. Многие считали, что подросткам достаточно просто учиться и не стоит думать о подработке. 

Как на сегодняшний день работает платформа?

Сегодня Work4Teen — это мобильное приложение, где подростки от 14 до 18 лет могут находить проверенные вакансии. Новизна проекта в том, что это первая платформа в Казахстане, которая комплексно решает вопрос подростковой занятости. Мы встроили фильтры по возрасту, локации и типу работы, сделали чат-бота с карьерными советами и юридической поддержкой, добавили статьи. Для работодателей есть отдельный интерфейс с удобным размещением вакансий. Главное отличие от обычных сервисов поиска работы — безопасность и фокус именно на подростках. Вакансии проходят многоуровневую проверку, чтобы исключить мошенников. Мы используем AI-бота, который помогает подросткам понять свои права, выбрать подходящую работу и даже подготовиться к собеседованию.

Расскажите о создании AI-бота в рамках платформы с забавным названием Бобржан. Как появилась идея создать его и почему дали такое имя?

Идея бота родилась из простого наблюдения: подростки часто не знают, как начать, боятся написать работодателю, не понимают, что указать в резюме, путаются в юридических формулировках. Так появился Бобржан. Это ассистент, который сопровождает с регистрации до первого дня на работе. Имя «Бобржан» мы выбрали сознательно. В казахской культуре очень важны уважение и близость в общении — именно это передает суффикс «-жан». Он делает обращение теплым, словно говоришь с другом или родным человеком. А образ бобра мы взяли как символ упорного труда.

В одном из интервью вы упомянули, что платформа имеет трехуровневую степень защиты от недобросовестных работодателей. Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.

Первый уровень — ручная верификация: когда работодатель регистрируется, мы запрашиваем документы, сверяем ИНН/БИН (или эквивалентные реестры), проверяем сайт и страницы в соцсетях, а также читаем отзывы о компании. Это дает базовую гарантию, что за вакансией стоит реальная организация, а не анонимный профиль.

Второй уровень — автоматический анализ вакансий. Тут работает наш NLP-модуль и набор правил. Система выделяет подозрительные формулировки (например, «быстрая прибыль», «работа без договора», «личные встречи без сопровождения») и помечает такие объявления на ручную проверку. Кроме того, бот проверяет соответствие требований возрастной политике — если вакансия предполагает риски или противоречит правовым нормам, она автоматически уходит

Третий уровень — юридическая и человеческая подстраховка. У нас есть партнер-юрист, готовый проконсультировать при спорных случаях, и рабочая процедура эскалации: от предупреждения работодателя до временной блокировки/бан-листа при повторных нарушениях.  Это дает возможность быстро реагировать и защищать подростка не только технически, но и юридически.

Так как наше приложение пока находится в стадии подготовки к запуску, полноценная верификация работодателей ведется «вручную», силами команды. После запуска приложения мы планируем частично автоматизировать рутинные операции через интеграции с госреестрами и API-сервисами. Это позволит ускорить процесс и снизить нагрузку на команду, сохранив при этом высокий уровень безопасности для подростков.

Какие самые интересные или неожиданные отзывы вы уже получили от подростков, которые воспользовались приложением в пилотной версии?

Мы проводили тестирование прототипа на наших одноклассниках и знакомых подростках. Некоторые ребята отметили, что им понравилось, как работает бот Бобржан. Даже в тестовой версии он помогал разбираться, какие вакансии безопасны, а какие вызывают сомнения. Были и смешные моменты. Например, подростки присылали мемы и стикеры про Бобржана, предлагали сделать «мерч» с ним. Это для нас стало сигналом, что проект не воспринимается как что-то скучное или навязанное, а реально входит в их жизнь.

Как вы планируете обеспечивать конфиденциальность данных подростков, которые регистрируются на платформе?

Мы строим систему безопасности по принципу «минимизации данных» и «защиты от доступа». Во-первых, мы запрашиваем только необходимую информацию: имя, возраст, спектр навыков и контакты, которые не раскрываются работодателю до верификации. Во-вторых, данные хранятся в зашифрованном виде — мы используем управление ключами, например, Google KMS для защиты at-rest, а доступ служащих к персональным данным ограничен и логируется.

Дополнительно мы внедрили кейсы с согласиями. Для пользователей младше порога, установленного законом, требуется подтверждение, согласие родителей или опекунов — это прописано в пользовательском соглашении. Технически доступ к контактам возможен только после подтвержденного найма и подписания простого соглашения в приложении. Мы также регулярно проводим ревью политик безопасности и консультируемся с юристом по защите данных, чтобы соответствовать лучшим практикам.

Помимо Work4Teen вы разработали приложение SeismoSafe, которое может спасти жизни. Сейчас это приложение «заморожено». Планируете ли в будущем к нему вернуться?

SeismoSafe, действительно, был очень важным проектом. Мы хотели сделать приложение, которое предупреждает людей о землетрясениях, и уже создали первые прототипы. Но работа над Work4Teen оказалась настолько масштабной и актуальной, что мы решили сосредоточиться именно на ней. Тем не менее мы не исключаем возвращения к SeismoSafe. Я считаю, что технологии должны помогать людям в самых критических ситуациях, а тема землетрясений для Казахстана всегда будет актуальной. Возможно, в будущем мы найдем партнеров и возобновим разработку.

Сафиа, насколько мне известно, еще до создания проекта Work4Teen вы заинтересовались технологиями. Триггером стал конкурс Technovation Girls Kazakhstan. Расскажите, как этот конкурс поменял ваше представление о возможностях IT и самой себе?

Technovation стал для меня настоящей точкой перелома. До этого я воспринимала технологии как что-то далекое, почти недосягаемое. Программирование казалось мне слишком сложным, а стартапы — делом взрослых предпринимателей. Но конкурс показал, что девочки моего возраста могут создавать настоящие продукты, которые решают социальные проблемы. Я поняла, что IT — это не только коды и алгоритмы, а инструмент для изменения общества. И самое главное — я поверила в себя. Если раньше думала, что подростки могут только учиться и ждать «своего времени», то после Technovation поняла: действовать можно уже сейчас.

Что больше всего вас вдохновляет в IT-сфере? Какие технологии кажутся самыми перспективными для молодежи?

Меня вдохновляет то, что IT дает возможность любому человеку из любой точки мира создавать глобальные решения. У тебя может не быть офиса, большого бюджета или связей, но если у тебя есть идея и компьютер, то ты можешь сделать продукт, который изменит жизнь тысяч людей. Что касается технологий, я считаю самыми перспективными для молодежи именно те, что связаны с искусственным интеллектом. AI открывает невероятные возможности — от автоматизации рутинных задач до персонализированного образования. 

Вы считаете, что сегодня все школьники должны иметь доступ к STEM-предметам (естественные науки, технология, инженерия и математика). Почему, на ваш взгляд, это так важно?

Я считаю, что доступ к STEM-предметам — это не просто про формулы и теории. Это про возможность научиться мыслить иначе, а именно задавать вопросы, проверять гипотезы, видеть закономерности и строить причинно-следственные связи. STEM воспитывает привычку не принимать вещи «как есть», а искать объяснение, экспериментировать и находить свое решение. Эти навыки применимы везде: будь то медицина, бизнес или даже искусство. И еще — STEM помогает разрушать стереотипы. Когда девочки или ребята из уязвимых групп видят, что у них есть возможность учиться и создавать, они понимают: «я ничем не хуже». Это вдохновляет и меняет картину будущего. Для страны это особенно важно, потому что, если мы будем терять таланты только из-за отсутствия доступа, мы будем обеднять собственное будущее. Для меня STEM — не про «сухие науки», это про справедливость, про равный доступ к знаниям и про шанс для каждого школьника доказать самому себе: «я могу больше».

В одном из интервью вы заметили, что Technovation Girls Kazakhstan в буквальном смысле изменил вашу жизнь и вы поняли, что «девочки способны делать этот мир лучше». Сложно ли сегодня, на ваш взгляд, быть услышанной, особенно молодой девушке?

 Да, на пути бывают барьеры. Стереотипы про «возраст» и «пол», недоверие инвесторов или взрослых экспертов. Но я убедилась, что демонстрация результатов и постоянная работа — лучший ответ на скептицизм. Сегодня, чтобы быть услышанной, важно собирать доказательства — прототип, отзывы реальных пользователей, метрики. И еще думаю, что необходимо объединяться в сообщества, искать менторов, участвовать в конкурсах. Словом, строить репутацию через дело — тогда возраст и пол перестают быть преградой. Лично меня вдохновляет видеть, как другие девочки создают проекты и поддерживают друг друга. 

Что вы можете сказать о будущем технологий в сфере трудоустройства молодежи? Какие тренды видите уже сегодня?

Я вижу несколько параллельных трендов. Первый — персонализация. Искусственный интеллект будет не просто показывать вакансии, он будет строить траекторию навыков для пользователя и показывать, что что необходимо изучить, какие микро-курсы пройти, подсказывать пути развития и предлагать «работу + обучение» в одном наборе. Второй — микроквалификации. Это короткие, практикоориентированные курсы и сертификаты, которые реально ценятся работодателями. И наконец — растущее значение soft skills и мета-навыков. Умение учиться, коммуницировать и адаптироваться станет ключевым для следующего поколения работников.

Что бы вы посоветовали другим подросткам, которые хотят создать стартап, но сталкиваются с нехваткой нужных знаний или единомышленников?

Освойте базовый набор навыков. Не нужно становиться экспертом во всем, но понимание основ критично: как создать прототип, как презентовать идею, как собрать обратную связь от пользователей. Участвуйте в различных хакатонах, конкурсах — идите туда, где люди что-то создают. В статичной среде сложно найти энтузиастов. А когда вы участвуете в хакатоне или питчите идею на конкурсе, единомышленники находятся сами. И еще практический совет: не бойтесь просить помощи. Напишите человеку, который вам нравится как профессионал — многие готовы поддержать советом. И помните: возраст — не приговор.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»