Как подобрать правильного психолога: советы от дипломированного специалиста
Психотерапия и психология стали неотъемлемой частью жизни тысяч людей, в том числе и в Казахстане. Youth.kz изучил аргументы психолога Дмитрия Компаниеца, который назвал главные «ред флаги».
Нужно ли человеку к психологу?
Эксперт считает, что пациенты приходят к специалисту, как правило, с тремя типом проблем: развитие, качество жизни и лечение. Перед тем, как выбрать помощника, человек должен ответить на вопрос: «Зачем ему нужна терапия?»
«К лечение относится все, что считается не нормой. Это психиатрия, это расстройства личности − тут нужно лечение. Вторая группа − когда человек адаптирован к жизни, но он ей недоволен. Третья группа запросов − это раскрытие потенциала, когда человек хочет получить развитие», − сказал психолог.
Грин-флаги
Что должно подтолкнуть человека к выбору того или иного специалиста? Главным преимуществом Компаниец считает способность специалиста четко и внятно объяснить, как его методика может помочь человеку решить конкретно его вопрос.
«Грин-флаг − это когда терапевт может описать, что с вами происходит, почему и что с этим можно сделать. Это звучит как очевидное, но было бы хорошо, если бы сантехник понимал, как он собирается чинить кран», − сказал психолог.
Еще один хороший сигнал − если терапевт честно говорит, что не может решить конкретно вашу проблему.
«Если врач говорит, что ваш вопрос вне его специализации и отвечает: «Вот, могу вас направить к такому человеку». У хорошего специалиста есть перечень, с чем он работает и не работает», − отмечает специалист.
Третий хороший сигнал − если процесс работы клиента и психолога четко регламентирован, по мнению эксперта, качественный и надежный специалист устанавливает понятные правила и строго им следует.
«Еще один грин-флаг − это четкие границы, условия и контракт. Когда есть договоренности: во сколько встречаемся, сколько это стоит, какие условия отмены, что если кто-то опоздал, какие правила и рамки в отношениях, что можно и нельзя», − сказал психолог.
Что нельзя считать грин-флагами?
Эксперт считает, что нельзя опираться на отзывы. Работа психолога и конкретного пациента − строго индивидуальная вещь, и даже позитивные результаты в этом процессе не гарантируют того, что этот специалист подойдет каждому.
Также специалист призывает не опираться на популярность: у хорошего психолога даже может не быть странички в Instagram.
И третье: Компаниец призывает не соблазняться на количество сертификатов у специалиста: количество грамот и дипломов не всегда говорит о том, что их получает качественный психолог.
Ред-флаги
Первым тревожным звоночком эксперт считает неспособность специалиста объяснить, как его методика работает с конкретным случаем.
Вторым ред-флагом эксперт считает назначение каких-то сроков и дедлайнов. Если специалист обещает решить проблему за определенное количество сессий, то перед вами, скорее всего, шарлатан.
«Если специалист называет точные сроки, то он заботится не о вашем здоровье, а о маркетинге. Хороший специалист таких гарантий не дает», − отмечает эксперт.
Третий пункт − когда психолог берет на себя функцию контролирующего лица. Компаниец настоятельно рекомендует отказаться от специалиста, который дает конкретные советы: уйти с работы, прекратить отношения и так далее.
Четвертый пункт − если психолог начинает заниматься демагогией и трансляцией своей картины мира.
«Если врач говорит: «Мир устроен вот так, женщины − такие, мужчины − такие», то это вообще ни разу не терапия», − сказал специалист.
Желтые флаги тоже есть
Компаниец также перечислил моменты, которые могут казаться плюсами или минусами, но таковыми не являться.
Например, к этим пунктам он относит ощущение дискомфорта во время сессий: кто-то считает, что это ред-флаг, а кто-то уверен, что ему поможет только выход из зоны комфорта. Но для начала пациент должен ответить: «Что вызывает ощущение дискомфорта?» Если ему некомфортно от напора психолога, то это плохой признак. Если же специалист ставит перед клиентом неудобные вопросы, то это признак хорошего психолога.
Второй «желтый флаг» − отсутствие взаимопонимания с врачом. Компаниец говорит о том, что если специалист не угадывает ваши запросы, то лучше ему прямо об этом говорить, а не молча разочаровываться и делать выводы.
Третий пункт − если пациент не ощущает эффекта от сессий с психологом. Эксперт напоминает, что каждый кейс отличается от другого, поэтому пациент не должен ощущать внутреннее чувство дискомфорта, если первые сессии, по его мнению, прошли бессмысленно.