Почему план акима Алматы по отказу от авто для очистки воздуха может не сработать

Количество автомобилей в Алмате растет, дороги не справляются, а воздух в городе остается одним из самых загрязненных в стране. Власти предлагают пересадить горожан на общественный транспорт. Исполнительный директор Almaty Air Initiative Жулдыз Саулебекова рассказала Youth.kz, сработает ли этот план на практике.

В ходе брифинга СЦК аким Алматы Дархан Сатыбалды заявил, что город намерен изменить транспортную модель. По его словам, сейчас около 65% поездок совершаются на личных автомобилях, что приводит к заторам и ухудшению качества воздуха.

План акимата – к 2030 году сделать так, чтобы большая часть поездок приходилась на общественный транспорт. Для этого власти собираются развивать скоростные автобусные линии, расширять метро, запускать LRT и обновлять автобусный парк. Также планируется расширение зоны платных парковок, прежде всего, в центральной части города.

Предполагается, что такие меры сделают использование личного автомобиля менее удобным, а общественный транспорт – более быстрым и доступным.

Исполнительный директор Almaty Air Initiative Жулдыз Саулебекова в эксклюзивном комментарии Youth.kz отметила, что идея пересадки горожан на общественный транспорт верная, но ее недостаточно для решения проблемы.

«Это работает только при двух условиях: если общественный транспорт получает реальный приоритет и если вводятся ограничения для личных автомобилей в центре города. Без ограничений пробки никуда не уходят», – считает Жулдыз Саулебекова.

Эксперт привела примеры из других стран. В Сингапуре действует платный въезд в центр города, а общественный транспорт имеет приоритет на дорогах. В Люксембурге общественный транспорт сделали полностью бесплатным, чтобы сократить использование личных автомобилей. В Латинской Америке, например, в Боготе, ставка на скоростные автобусные системы дала заметный эффект уже в первый год.

По словам Жулдыз Саулебековой, значение имеет не только количество общественного транспорта, но и его качество. Показательный пример – Шэньчжэнь, где уже к 2017 году весь парк был полностью переведен на электротягу.

«Массовый, приоритетный и экологичный общественный транспорт действительно снижает и пробки, и загрязнение воздуха, если ему дают реальное преимущество, а использованию личных автомобилей устанавливают понятные и последовательные ограничения», – отмечает эксперт.

Похожий эффект наблюдается и в других городах. В Веллингтоне за несколько лет доля электробусов выросла более чем в десять раз, а уровень загрязнения диоксидом азота снизился почти на треть.

Старые автомобили и воздух

Отдельный вопрос – роль старых автомобилей в загрязнении воздуха. В Алматы их по-прежнему много, включая грузовые и специальные машины. В акимате считают әй, что транспорт остается одним из значимых источников загрязнения.

Жулдыз Саулебекова также отметила, что у проблемы нет одного источника. На качество воздуха влияют и ТЭЦ, и отопление частных домов, и плотная городская застройка. Однако транспорт, особенно старый, представляет одну из самых опасных причин.

«Старые автомобили действительно играют непропорционально большую роль. В Алматы транспорт экологических классов 0-4, включая старые легковые автомобили, грузовики и спецтехнику, составляет около 43% автопарка, но формирует до 78% выбросов оксидов азота (NOx). При этом такие выбросы концентрируются в приземном слое воздуха, на уровне дыхания человека», – объяснила эксперт.

Ситуацию усугубляет и то, что значительная часть жителей живет рядом с оживленными дорогами. Люди ежедневно дышат выхлопными газами, когда идут пешком, ждут общественный транспорт или стоят в пробках. Такое воздействие напрямую связано с рисками для здоровья.

При этом старые авто – это один из немногих источников загрязнения, на который город может повлиять относительно быстро. Обновление автопарка, особенно грузового и служебного транспорта, дает заметный эффект именно в жилых районах.

Где слабые места плана

Эксперт подчеркнула, что снижение пробок и улучшение качества воздуха нельзя сводить к одному решению.

«Если говорить о пробках, то ключ – это управление спросом на использование личных автомобилей. Без приоритета общественного транспорта и ограничений для личных авто в наиболее загруженных районах города пробки не снижаются нигде в мире. Развитие общественного транспорта помогает, но само по себе не решает проблему заторов, если использование автомобиля остается самым удобным вариантом», – считает Жулдыз Саулебекова.

С экологией ситуация еще сложнее. Меры в транспортной сфере снижают выбросы на улицах, но не решают проблему угольного отопления в частном секторе и выбросов от ТЭЦ. Без модернизации теплоисточников и контроля бытового сжигания заметного улучшения качества воздуха не будет.

Главным недостатком нынешнего подхода, по мнению эксперта, остается отсутствие долгосрочной и цельной стратегии.

«В текущем подходе не хватает долгосрочной стратегии. Часто предпринимается попытка найти одно “главное” решение и опираться на формальные показатели вместо признания реальной картины. Высокие цифры газификации, отдельные транспортные проекты и точечные меры не складываются в работающую систему, если отсутствуют прозрачные данные, адресный подход и последовательный план на много лет вперед», – подытожила Жулдыз Саулебекова.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»