Почему новые правила для самокатчиков создают опасность на дороге?

Urban Forum Kazakhstan призывает к пересмотру поправок в Закон «О дорожном движении». В своем заявлении члены организации отметили, что изменения в законодательство отбрасывают назад развитие микромобильности (небольшие транспортные средства — велосипеды, электросамокаты и т.д.) в городах Казахстана, ставят под угрозу целые сектора экономики, а также представляют опасность для жизни людей. Рассказываем, почему стоит поддержать инициативу за доработку правил дорожного движения.

Что произошло?

10 мая Мажилис парламента принял поправки в законодательные акты о ПДД. Теперь электросамокаты признаны транспортными средствами, а передвигаться по проезжей части на них разрешено только взрослым, имеющих права любой категории, в застегнутом шлеме и светоотражающей одежде в темное время суток.

Также введены ограничения скорости — на дороге она не должна превышать 25 км/ч, на тротуаре — 6 км/ч. Разрешено движение по велодорожкам и обочинам без ограничений, но на дороге необходимо ехать по крайней правой полосе, включая автобусную полосу.

Водителям самокатов запрещено перевозить пассажиров и грузы. На перекрестках и пешеходных переходах необходимо идти пешком, катить самокат рядом.

«Основными нарушителями ПДД и участниками ДТП являются водители мопедов, а не самокатов», — отмечает урбанист Диас Маратулы. Но ужесточить требования власть решила именно к водителям электросамокатов. 

Почему это не работает?

Поправки в правила ПДД должны быть доработаны, считают в Urban Forum Kazakhstan. И в пользу такого решения есть ряд причин.

Во-первых, правоохранительные и местные исполнительные органы признают, что не имеют ни технической возможности, ни человеческих ресурсов для контроля исполнения новых требований закона. Однако авторами поправок игнорируются возможности владельцев шеринговых площадок (прокат), которые могли бы оказать содействие в регулировании скоростного режима.

Во-вторых, требование о наличии водительских прав потенциально увеличит количество людей, передвигающихся на автомобильном транспорте. Это создаст дополнительную нагрузку не только для дорожного движения, но и для окружающей среды из-за выбросов двигателей.

В-третьих, наличие у самокатчика прав любой категории не сделает его более заметным и менее уязвимым на проезжей части.

Чем опасны поправки в закон?

Urban Forum Kazakhstan, по результатам анализа поездок, пришли к выводу, что жители городов чаще всего используют электросамокаты, как альтернативу транспорту, а средний возраст таких водителей составляет 27 лет. Для большинства из них — это доступное средство передвижения, а не развлечение.

Жесткие законодательные ограничения, по мнению экспертов, фактически вытесняют средства микромобильности на проезжую часть, то есть в условия опасные для жизни. 

«У самоката очень низкая видимость и «слышимость» в потоке, и его движение по обочине станет дополнительным фактором аварийности для водителей более крупного транспорта. При возникновении ДТП ответственность понесут именно они. Данный риск реален, подтверждается характером и интенсивностью автомобильного движения, и имел прецеденты в прошлом», — подчеркивается в официальном заявлении организации.

При этом опасность самих самокатов для пешеходов статистически не обоснована, и не сравнима с последствиями ДТП с участием автомобилей. Частота аварий на электросамокатах в среднем не превышает одной на 200 тыс. поездок, а это в 5,5 раз меньше частоты аварий с автомобильным транспортом.

Что нужно изменить?

Проект поправок не прошел ни одной экспертизы (научной, отраслевой, антикоррупционной) и обсуждения на портале «Открытые НПА». Мнение экспертов и бизнеса, участвовавших в парламентских обсуждениях, было полностью проигнорировано. Поэтому Urban Forum Kazakhstan призывает к детальному изучению проблемы и немедленному пересмотру внесенных изменений в законодательство:

«Мы против предложения депутатов «посмотреть на правоприменение и через полгода вернуться к обсуждению», так как считаем недопустимым предложение поэкспериментировать с жизнями людей, поставив их в заведомо опасные условия, и настойчиво призываем немедленно приостановить введение поправок в законную силу и созвать рабочую группу из специалистов, независимых экспертов и представителей бизнеса по выработке новой редакции закона и правил дорожного движения», — говорится в заявлении организации.

Урбанисты обращают внимание на то, что рост микромобильности прописан в ЦУР ООН и часто упоминается в программах развития казахстанских городов. Привести законы в соответствие с выбранной стратегией сейчас крайне необходимо.

«Мы будем добиваться создания рабочей группы. В данный момент наше заявление, сделанное как открытое письмо, направлено в Администрацию президента. Планируется провести круглый стол с экспертами, депутатами, представителями МВД и операторами шеринговых платформ. Если казахстанцы также не согласны с новыми поправками, они могут поддержать нашу инициативу, и направить официальные письма в Администрацию президента и МВД», — говорит руководитель и соучредитель Urban Forum Kazakhstan Адиль Нурмаков. 

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»