Почему молодые активисты хотят в маслихаты? Интервью с независимыми самовыдвиженцами
Выборы в Мажилис и маслихаты всех уровней состоятся уже в это воскресенье. Впервые в избирательных бюллетенях появятся самовыдвиженцы. Мы побеседовали с двумя независимыми кандидатами, которые могли бы представлять молодежь, — Равкатом Мухаторым из Алматы и Александрой Осиповой из Оскемена. Они рассказали о своей мотивации и планах изменить жизнь своих избирателей к лучшему.
Равкат Мухтаров — кандидат в депутаты маслихата города Алматы от избирательного округа №7. Выпускник Университета Альберты, г. Эдмонтон (Канада), автор диссертации на тему охраны водных ресурсов, гражданский активист, организатор санкционированного митинга за чистый воздух в Алматы. В 2022 году был арестован на 15 суток за участие в митинге за освобождение политзаключённых, также стал инициатором антивоенного митинга в поддержку Украины, заблокированного акиматом Алматы в феврале 2023 года.
— Расскажите немного о себе. Чем вы занимаетесь?
— Мне 29 лет, сейчас живу в Ауэзовском районе Алматы. Занимаюсь исследованием загрязнения воздуха в лаборатории «Экология биосферы» при КазНУ им. Аль-Фараби. Там мы изучаем источники загрязнения, состав загрязнителей воздуха в Алматы, а также пытаемся отследить их влияние на жителей города.
— Почему вы решили баллотироваться в депутаты?
— Для меня работа в маслихате — это, в первую очередь, возможность принести пользу обществу. Деятельность депутата регулируется законом, который закрепляет за ним полномочия. Если акимат не хочет идти на диалог с гражданами, то на депутатский запрос обязан ответить. Этот инструмент позволит мне отстаивать права и интересы людей. Я не мог упустить этот шанс. Участие в выборах — это естественное продолжение моей гражданской позиции.
— Что вас связывает с 7-м округом Алматы?
— 7-ой округ — это Ауэзовский район, микрорайоны Достык, Аксай, Жетысу и т.д. Я родился и вырос здесь, здесь живут мои родные и близкие мне люди. Я чувствую себя частью района, и могу даже отметить часть своей идентичности, сформированную в этом районе.
— Почему вы не баллотировались на предыдущих выборах?
— Потому что зачисление кандидатов проходило исключительно по партийным спискам, а я не хотел связывать себя с какой-либо партией. И сейчас мое отношение к партийности не изменилось. Возможно в будущем, если в Казахстане появится независимая партия, я вступлю в нее.
— На что вы ориентировались при написании предвыборной программы?
— Первое — это полномочия маслихата. Я изучал, на что действительно могу повлиять как депутат, чтобы не давать людям ложных надежд на повышение зарплат или строительство детских садов. Второе — результаты опроса жителей округа. Мне важно было узнать их проблемы и услышать предложения. Третье — собственный опыт.
— Для многих ваше имя стало известно после митинга за чистый воздух в Алматы. Как вы планируете решать экологические проблемы в качестве депутата?
— Если меня изберут, я смогу влиять на план развития города, держать экологический вопрос в приоритете, ускорить процесс перехода ТЭЦ на газ. Перевод ТЭЦ на газ откладывался несколько раз, планировалось сделать это к 2026 году, недавно аким Алматы даже говорил про 2024 год. В целом, я выступаю за комплексный подход в решении экологических проблем. Налаживание движения общественного транспорта, создание условий для велосипедистов, строительство LRT — это все также имеет большое значение для экологии города.
— Как алматинцы могут отстаивать свое право на чистый воздух?
— Нужно говорить, обсуждать экологию дома, с друзьями. Также важно ходить на встречи, общественные слушания, организуемые акиматом, задавать вопросы, выражать несогласие при необходимости. После этих выборов, главное, что должны начать делать люди — это требовать от избранных депутатов исполнения обещаний.
— Почему проблемы, отраженные в вашей программе, не решались раньше?
— Не было заинтересованности со стороны маслихата. Представительный орган существовал только, чтобы голосовать как того требуют «сверху», и создавать иллюзию легитимности решениям акимата.
— Вы призываете молодежь к наблюдению на выборах. Почему это важно?
— В Казахстане наблюдение на выборах необходимо потому, что фальсификации на избирательных участках, к сожалению, не редкость. Я сам наблюдал на выборах трижды. Чем больше ты вовлекаешься в выборный процесс как наблюдатель, координатор наблюдателей, тем выше личная моральная обязанность и дальше контролировать то, как твой голос, голоса твоих земляков «работают» в маслихате, парламенте и т.д. Я призываю молодежь наблюдать на выборах от независимых организаций, независимых кандидатов.
— Планируете ли вы заниматься проблемами молодежи?
— Конечно, я буду заниматься проблемами молодежи, как и другими вопросами, входящими в компетенцию депутата. Однако я не хочу вступать в комиссию по вопросам молодежи, потому что для себя я выбрал сферу экологии и городской среды.
— Какого жизненного правила вы придерживаетесь?
— У меня нет такого правила, которое записано на бумаге или висит на постере. Но подсознательно мной движет желание не быть равнодушным к страданиям людей, не проходить мимо, когда можно помочь. Молодежь, особенно в предвыборный период, я бы призывал не быть равнодушными, поддержать независимых кандидатов, требовать политических изменений. Начав уважать себя и свои права, мы сможем требовать уважительного отношения со стороны чиновников.
Александра Осипова — кандидат в депутаты маслихата Восточно-Казахстанской области от избирательного округа №3. Блогер, гражданская активистка, инициатор эко-митингов в Усть-Каменогорске. Входила в состав Общественного совета, откуда была исключена из-за анонимной жалобы. В январе 2022 года принимала участие в митинге на центральной площади. Александра фиксировала факты насилия в отношении митингующих сотрудниками полиции, брала интервью у свидетелей событий. Её задержали и изъяли телефон с доказательствами, а также наложили штраф.
— Расскажите немного о себе. Чем вы занимаетесь?
— Мне 31 год, родилась и живу в Усть-Каменогорске. Я веду свой блог о жизни, людях и политике Восточного Казахстана.
— Почему вы баллотируетесь в депутаты маслихата ВКО?
— Так как я освещаю социальные вопросы региона, многие жители города, области знают меня и обращаются тогда, когда сталкиваются с несправедливостью, бытовыми проблемами. И поэтому я решила выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих выборах. Я занимаюсь общественной деятельностью, а полномочия депутата предоставят мне больше возможностей.
— Почему для вас важен статус самовыдвиженки?
— Я не состою ни в какой партии и это серьезный плюс для моих избирателей. Люди не доверяют партиям, особенно той, которая имеет большинство в парламенте и маслихатах всех уровней. Со временем, думаю, отношение граждан к партийности изменится, при условии честных выборов, допуска оппозиционных партий, и если люди, выражающие независимую точку зрения, перестанут преследоваться. Когда яркие сильные лидеры смогут свободно выражать свое мнение, тогда и появятся партии, в которые люди захотят вступать, и за которые будут отдавать свой голос.
— В предвыборной программе вы ставите на первое место экологические проблемы региона. Как вы планируете их решать?
— Проблема экологии в Оскемене стоит очень остро и касается каждого жителя. Однако в официальную повестку экология входит только тогда, когда оказывается серьезное общественное давление. Этим я и намереваюсь заниматься — давить на государственные органы, предприятия, путем создания петиций, проведения экологических митингов, заседаний при департаменте экологии. Закрыть все заводы и исключить вредные выбросы полностью невозможно, но сократить губительное влияние на экологию в наших силах.
— Как вы оцениваете свои силы?
— Я не даю громких обещаний, и понимаю, что, находясь в меньшинстве, мне будет сложнее продвигать предложения. Полномочий маслихата недостаточно, чтобы производить глобальные реформы. Свою роль я вижу в объединении гражданского общества, в побуждении людей идти на выборы и голосовать, выдвигать независимых кандидатов. Свои шансы на избрание я оцениваю как 50/50. У меня есть большая поддержка народа, а у моих оппонентов есть внушительный административный ресурс, который использовался ими годами. Моя победа уже в том, что я прошла регистрацию, и меня не смогли снять с выборов, потому что я соблюдала каждый пункт закона.
— Женские кандидатуры немногочисленны на выборах в региональные маслихаты. Пользуясь случаем, вы планируете продвигать фем-повестку будучи избранной?
— В суровом промышленном Оскемене фем-повестка широко не обсуждается. Я бы даже сказала, что в нашем обществе нет больших запросов на этот счет. Однако те люди, которые подвергаются какой-либо дискриминации, всегда находили у меня поддержку. И я продолжу поддерживать их независимо от того, буду я избрана или нет. Я женщина, которая, несмотря на хрупкую внешность, наличие двух детей, добилась своего участия в выборах. И надеюсь, что своим примером вдохновлю других женщин.
— Вы сталкивались с провокациями в период предвыборной кампании?
— Да, я и моя команда сталкиваемся с провокациями как от людей, которые просто увидели видео в Tik-Tok и спонтанно решили сорвать нам встречу, так и от тех групп, которые в принципе используются властью для дискридитации независимых кандидатов. Мне до конца не понятна цель представителей власти, потому что все их попытки испортить нашу репутацию, в итоге имеют обратный эффект.
— Многие казахстанцы скептически относятся к выборам в стране. Почему несмотря ни на что вы продолжаете бороться, что вас мотивирует?
— У меня есть дети. Именно после их появления я задумалась о том, в какой стране они будут жить и как она изменится. Меньше всего мне хочется,чтобы они пришли однажды и сказали, что у меня были все шансы внести свой вклад в демократизацию государства, а я их не использовала. Поэтому я действую сегодня. Я считаю свое участие в выборах важным, независимо от того, как к ним относятся люди.
— Планируете ли вы заниматься проблемами молодежи?
— Я планирую заниматься всеми вопросами, которые будут беспокоить моих избирателей. На сегодняшний день по молодёжи обращений не было. Но, если произойдёт резонансный случай с нарушением прав, я, конечно же, сделаю все возможное, чтобы помочь.