Новые акимы: «свои» или народные?

25 июля в Казахстане ожидаются первые в истории страны выборы акимов сельских округов, на которые зарегистрировано 218 кандидатов. Президент Токаев видел в этом возможность выбрать акимов из простого народа. Но некоторые самовыдвиженцы, которые не прошли процесс регистрации, уверены, что выборы проходят несправедливо и места акимов заранее заняты «своими».

Запоздалые бланки

Бауыржан Бибиджанов, житель дачного массива «Жомарт» Ащибулакского сельского округа Илийского района Алматинской области, глава большой семьи и отец 8 детей. Он лично столкнулся с рядом проблем, которые не решаются «на верхах», и решил баллотироваться от своего сельского округа как самовыдвиженец.

«Чиновники отнимают мой дом, в котором я живу уже 20 лет вместе с семьёй. Они это делают без вопросов, все мои документы оказываются недействительными, никак не могу донести об этом правительству, президенту. Главы округа нашего района никакие вопросы простых граждан не решают, относятся к нам бесчеловечно, поэтому я решил баллотироваться, чтобы помочь таким, как я, решить наболевшие вопросы. Сейчас народ очень зол, стоит на «старте» и готов «взорваться» в любой момент. Но если это произойдёт, то это будет большим минусом для всей страны. Мы не хотели бы, чтобы это произошло», – говорит Бауыржан Бибиджанов (перевод с казахского языка – прим. ред.).

Мужчина не смог пройти процесс регистрации, так как не успел собрать необходимое количество подписей. По словам правозащитника Жана Чингизова, организаторы регистрации кандидатов намеренно лишили Бауыржана возможности зарегистрироваться.

«Мы с Бауыржаном полностью сдаём все документы, всё делаем по правилам. После этого за три дня они (администрация ЦИК – прим. автора) должны были выдать нам листы для того, чтобы мы собрали подписи. Они этого не делают, и, когда остаётся всего 4-5 часов до сдачи листов с подписями, ставят нас в известность. И мы за 4 часа едем в Чапайский сельский округ, которого Бауыржан не знает, и собираем 45 подписей вместо 67.

Но это было невозможно, они нарушили его право специально, они должны были за три дня нам выдать эти бланки. Председатель избирательного участка должна была пошагово Бауыржану всё объяснить и выдать бланки сразу после сдачи документов, чтобы за три дня успеть собрать 67 подписей», – возмущён правозащитник.

Жан Чингизов и Бауыржан Бибиджанов считают, что организаторы выборов заранее определили на места «своих» кандидатов.

«Почему они это делают? Потому что боятся народа, потому что акимы отдалились от народа, они не знают ситуацию. Они боятся, что, если акимы придут из народа, то все их нарушения, коррупционные риски всплывут. Они сажают (на должность – прим. автора) своих акимов и решают свои проблемы, а люди остаются за бортом, поэтому у нас не решаются проблемы. Надо не сидеть, а бороться, не через митинги, а в правовом поле. Протесты нас ни к чему не приведут, а акимы не понимают, что если завтра произойдёт социальный взрыв, не дай бог, то эти люди (жители сёл – прим. автора) выйдут на улицу и никого не будут слушать, будут крушить, убивать, стрелять – тогда мы пожалеем», – предупреждает правозащитник Жан Чингизов.

Без трудовой книжки – не аким

Гражданский активист и медиатор Даулет Абылкасымов тоже решил баллотироваться в акимы села как самовыдвиженец и тоже безуспешно.

«Мы часто сталкиваемся с некоторыми членами партии «Нур-Отан» и, когда упрекаем их в том, что они коррумпированная партия, они говорят: «А что вы сделали?», «Вы хотя бы дерево посадили?»

И я решил участвовать в этом политическом процессе и баллотироваться в акимы посёлка Бесагаш Талгарского района Алматинской области. Я хорошо знаю проблемы: там воды не было, люди пошли протестовать, митинговать, дороги перекрывали. Нам нужно налаживать именно благоустройство: воды нет, дороги нет, освещения нет, досуга для детей нет.

Местные акимы этих сельских округов не умеют защищать бюджет, не знают, как получить бюджет, чтобы благоустроить свой участок. Они не защищают интересы населения, где они являются руководителями. Я считаю, нужно защищать до последнего.

Наши акимы сидят с чувством «я – руководитель, я – шеф, я – главный», а должны прийти с осознанием «я служу этому народу, я служу этому населению, я служу этим гражданам, мне нужно помочь им построить дороги, сделать освещение, чтобы бесперебойно шла вода…».

К сожалению, гражданский активист не смог пройти регистрацию из-за отсутствия трудовой книжки, согласно квалификационным требованиям ЦИК.

«Вообще я считаю, что квалификационные требования нуждаются в доработке и изменениях, потому что, когда кандидаты пишут послужной список, он должен соответствовать трудовой книжке, её обязательно нужно предоставить. А у меня трудовой книжки нет – я могу написать послужной список, опираясь на свою выписку из ЕНПФ. Даже если я решу восстановить свою трудовую книжку, я за эти пару дней не уложился бы чисто физически, потому что это очень долгий процесс».

Даулет уверен, что места на должности акимов сёл уже давно определены:

«Когда мы узнали, что на тот же участок баллотируются уже три члена партии «Нур-Отан», мы уже предполагаем, что кто-то из этих членов точно станет акимом. Я считаю это несправедливым не только ко мне, но и к населению, которое оставили без выбора.

ЦИК сам для себя решил, кто проходит, а кто не проходит, установил свои требования, и всё. По их требованиям в основном проходят госслужащие, потому что они все с трудовыми книжками. Квалификационные требования подбиты под тех, кто уже работал в этой системе. Самовыдвиженцы, будь-то я или кто-либо ещё, кого они не знают или считают нежелательным элементом, не пройдут эту первоначальную стадию», – уверен медиатор.

Но Даулет не намерен сдаваться и сейчас работает над восстановлением своей трудовой книжки, чтобы в следующий раз у представителей ЦИК не было причин не пропустить его баллотироваться в акимы села.

Если вы или ваши знакомые столкнулись с отказом в регистрации на эти выборы – пожалуйста, напишите нам.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»