Как правозащитники Украины стали защитниками страны
В мирное время они защищали права уязвимых групп, журналистов, активистов и несправедливо обиженных. По профессии они юристы, журналисты и философы, но с началом войны надели военную форму, чтобы защищать Украину и всех жителей от военного вторжения России.
Коротко рассказываем о правозащитниках, ушедших на войну.
Перевод: Динара Касымбекова
Максим Буткевич – киевлянин, сын советских интеллигентов. Первое высшее образование получил на факультете философии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Позже получил степень магистра искусств, изучая прикладную антропологию в Университете Сассекса (Великобритания). Работал журналистом на всеукраинских каналах и британском «Би-би-си». До последнего времени был координатором проекта «Без границ», где работал над защитой беженцев, переселенцев и лиц без гражданства.
Фото: фейсбук-страница Максима Буткевича
Буткевич не раз спасал иностранных граждан от выдачи по требованию авторитарных режимов их стран и добивался, чтобы искатели убежища в Украине чувствовали себя в безопасности. О своей миссии в правозащите говорил, что хочет «глобально сдвинуть мировую систему в сторону более человеческого, более человечного сценария развития».
6 марта Максим Буткевич сообщил, что вынужден «поставить свою деятельность по помощи беженцам, гуманитарную и правозащитную активность на паузу».
«Друзья и подруги, вы, вероятно, заметили, что я меньше пишу в последние дни. Так будет продолжаться еще какое-то время (хотя я постараюсь и в дальнейшем это делать, насколько возможно). Думаю, из фотографии можно понять почему. Бывают времена, когда надо быть готовым защищать то, что важно, – я твердо верю в это. А остальное – после победы. Родина и Свобода. Слава Украине. Героям Слава», – написал он.
Евгения Закревская известна как адвокат Небесной сотни. Она представляет более сотни истцов, связанных с протестами на Майдане в 2013-2014 годах. Также она работает в делах, которые касаются похищения людей во время «референдума» на Крымском полуострове, пыток в тюрьмах на Донбассе, преследований экологических активистов и украинских политзаключенных в России. Евгения Закревская в своих публичных заявлениях всегда отстаивала свободу мирных собраний, свободу выражения мнения и свободу совести.
Недавно она сообщила, что вступила в ряды территориальной обороны Киева.
«Это то, что я сейчас считаю самым важным вообще и для себя. Это то место, где я сейчас наиболее полезна», – написала Закревская.
Александр Бурмагин – медиаюрист, адвокат, выпускник высшего международного курса по правам человека (Варшава, Хельсинский Фонд по правам человека). С января 2007 года – медиатренер, сертифицированный Программой правовой защиты и образования IREX U-Media. До 6 января 2022 года возглавлял общественную организацию «Платформа прав человека». Как адвокат защищал права журналистов в судах, в частности защищал журналистов-расследователей от исков коррумпированных фигурантов расследования. 6 января 2022-го избран членом Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания.
Фото с фейсбук-страницы Александра Бурмагина
С первых дней нападения России записался в добровольческий батальон «Свобода» территориальной обороны Киева.
«Пишут, что оккупанты готовы таки убить себя, а Киев окончательно. ВСУ, Нацгвардия, спецподразделения МВД, а также территориальная оборона Киева – все на местах. Ждем», –написал Александр Бурмагин.
Константин Реуцкий – луганский правозащитник, после оккупации города в 2014 году выехал на подконтрольную Украине территорию. Является соучредителем благотворительного фонда «Восток –SOS» и Главою правления образовательного Дома прав человека в Чернигове.
Константин Реуцкий. Источник: фейсбук-страница правозащитника
В теробороне он уже два года по контракту. Почему взял в руки оружие? Потому что украинцев хотят уничтожить, уничтожить нашу свободу, нашу еще хрупкую демократию. Потому что они (россияне, – прим.ред.) против всего, что нам дорого, объяснил он свой выбор в комментарии ZMINA.
«Никогда раньше не было настолько четкого ощущения, что мы все делаем правильно. Никаких сомнений. Величественная река истории меняет направление, и именно мы становимся её новым руслом. Спасибо каждому и каждой из вас. Горд быть частью этого народа», – написал он 4 марта на своей странице в фейсбуке.
Алексей Беда – координатор правозащитных программ. Родился и жил в Луганске. Работал в местных СМИ, был региональным представителем в Международном фестивале документального кино о правах человека Docudays UA, куратором в Центре аудиовизуальных искусств «Луганда».
Алексей Беда. Источник: фейсбук-страница правозащитника
После оккупации города россиянами, в 2014 году, переехал в Днепр, впоследствии – в Киев. В так называемой «ЛНР» объявлен в розыск за проукраинскую позицию. С 2015 года возглавлял Центр документирования военных преступлений и нарушений прав человека Украинского Хельсинского союза по правам человека. Сейчас – сотрудник Украинского национального центра развития мира.
«Должны пройти этот путь, как иудеи прошли свои сорок лет, чтобы стать модерновой нацией и избавиться от имперских и колониальных болезней. Объединенные горем, возродимся как птица Феникс. Вспомним свой культурный код, носителями которого долгое время были искусственно маргинализированные немногочисленные украинские элиты. Именно тогда миру предстанет новая сильная Украина, которой мы никогда не видели, но так стремимся ее познать. И тогда я с воодушевлением смогу говорить «Слава нации». А пока смерть врагам, потому что моя страна превыше всего», – написал он 5 марта на своей странице в фейсбуке.
Виталий Шабунин – активист-антикоррупционер, глава Центра противодействия коррупции. Сейчас в рядах теробороны.
Виталий Шабунин (посередине). Источник: фейсбук-страница активиста
Родился в Ровно в 1984 году. Высшее образование получил в Ровенском Институте славяноведения. В 2008 году переехал в Киев, начал работать в гражданской сети “Опора”. В 2012 году стал одним из основателей Центра противодействия коррупции и возглавил его правление. По данным центра открыто 150 уголовных дел и осуществлен ряд реформ.
«Чтобы защищать страну, надо иметь оружие. Поэтому и пошел в тероборону. Это самый простой, самый быстрый и вполне законный способ получить боевое огнестрельное оружие. Хорошее огнестрельное оружие», - сказал он в интервью Hromadske.
Война точно закончится победой, убежден активист: сейчас вопрос лишь в том, насколько сильной и окончательной будет эта победа и какую цену мы за нее должны будем заплатить.
Назар Лосюк – менеджер Украинского Хельсинского союза по правам человека, уже 25 лет живет в Киеве, на Оболони. Участник АТО. Сейчас защищает столицу от российских захватчиков.
Назар Лосюк. Источник: фейсбук-страница правозащитника
В ряды теробороны стал, поскольку имеет военный опыт 2014-2015 годов и готов передавать его гражданским, которые присоединились к ТрО.
«Потому что я по призванию – хороший организатор и оптимизатор, вижу ресурс и превращаю его в нашу мощь. Потому что Украина-моя страна, Киев - мой дом. А я мужчина, который должен быть их защитником. Потому что у меня есть сын, и что я потом скажу ему? Где я был? Что делал во время войны? Потому что мне чуждо все «мордорское», я за жизнь, свободу, равные возможности для всех, уважение для всех. А россияне-за осквернение и разрушение», – прокомментировал ZMINA свой выбор Назар Лосюк.
Известно, что в тероборону и добровольческие батальоны также пошли кинорежиссер и бывший пленник Кремля Олег Сенцов и журналист-расследователь Денис Бигус.