Что делают правозащитники в защиту пострадавших в январских событиях
Помимо того, что в январе при разгоне митингов, по данным властей, погибло 238 человек, было возбуждено 243 уголовных дела по пыткам и превышению полномочий власти. Правозащитники, журналисты и активисты расследуют произошедшее: рассказываем, что известно об этой работе.
20 января, Европейский Парламент призвал Казахстан инициировать международное расследование преступлений против народа, однако президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что необходимости в таком расследовании нет: «Справимся сами. У нас есть люди честные, объективные».
Правозащитные организации обеспокоены тем, как проходят расследования, они фиксируют случаи пыток и предоставляют людям правовую помощь.
Списки погибших и пострадавших
Все началось со сбора списков: около десятка инициатив собирали данные пострадавших в дни трагедии. Так, Радио Азаттык составили список из 187 погибших человек в разных городах Казахстана, данные собирались от семей погибших через запрос в социальных сетях.
Инициативная группа Qantar2022 собрала списки пострадавших и фактически создала на одноименном сайте мемориальную доску. Списки погибших и пострадавших также формировались через поиски в социальных сетях. На сайте Qantar2022 и в Telegram-боте @qantar_bot до сих пор можно внести информацию, которую проверяют модераторы. Газета «Общественная позиция» дважды публиковала данные по этим спискам.
Всего в базе Qantar2022 сейчас опубликовано 2 320 имён из открытых источников. По данным списка, из 2 320 человек погибли 209 человек, 59 человек по сей день числятся пропавшими без вести. За всё время с начала сбора информации известно о задержании в участках 1 935 человек, часть которых уже выпущена на свободу. База регулярно обновляется волонтёрами с помощью обращений и открытых источников. Сейчас в списке есть неустановленные личности без указания фамилий или имени, и группа активно занимается их поиском под кураторством правозащитницы Бахытжан Торегожиной.
«На нас буквально посыпался шквал информации, мы фактически сумели за 2-3 недели собрать информацию, у нас был довольно большой список. Единственная проблема в том, что всё это собиралось методом опроса, поэтому у нас были ошибки в фамилиях, именах. Некоторые родственники, чтобы избежать проблем, указывали не настоящие фамилии, а вымышленные. Позже, когда мы начали уточнять, стали известны настоящие фамилии», — рассказывает о старте этой работы руководитель фонда Ар.Рух.Хак и одна из руководителей этой работы Бахытжан Торегожина.
«Сейчас эта работа продолжается, восстанавливается полная картина. Мы каждый день видим боль, безнадежность, отчаяние. Очень многие семьи потеряли единственного кормильца, есть семьи, где по 6-7 детей. Многие женщины остались беременные. Конечно, когда видишь такую боль, отчаяние, чувствуешь ярость и полную безысходность, и мы хотели бы, чтобы всё это не оставалось только списком, планируем собирать эти истории, чтобы оставить это как место памяти», — говорит она.
«Нам важно оставить все это как место памяти, поэтому мы сейчас просим высылать фотографии и истории, которые мы можем публиковать и сохранить таким образом нашу коллективную память. Сейчас мы заняты актуализацией списка, в будущем, мы планируем, что база Qantar2022 будет включать в себя истории каждого участника январских событий. Qantar2022 создан как место памяти, чтобы каждый казахстанец не забывал о том, что произошло в январе 2022 года», — комментируют волонтёры Qantar2022.
Пытки задержанных
30 марта 2022 Коалиция НПО против пыток выступила с заявлением о том, что к ним поступило 142 заявления о пытках и жестоком обращении.
40 из них зарегистрированы в Едином реестре досудебных расследований по статье 146 УК РК «Пытки», в 3-х случаях – это регистрация по ст. 362 УК РК «Превышение власти или должностных полномочий», по ним ведется расследование. По информации мониторов, в настоящее время экспертизы проводятся по 31 уголовному делу. По 3-м обращениям пока оснований для регистрации в ЕРДР регистрирующим органом не выявлено, и дела переданы на «внутреннюю проверку».
По более чем 40 фактам Коалицией проинформирован Специальный докладчик ООН по свободе от пыток.
«Судебных заседаний по пыткам еще не было, — отметила заместитель директора Бюро по правам человека Роза Акылбекова. — И ни по одному из дел, над которыми работала Коалиция, до настоящего времени не было проведено тщательного, беспристрастного и эффективного расследования, а проведенные судебные экспертизы не соответствуют международным стандартам».
Например, по ее словам, в городе Тараз жалобу на пытки расследовал тот же следователь милиции, который фигурировал в жалобе. На момент начала расследования потерпевший содержался под стражей в учреждении Министр Внутренних Дел, то есть в учреждении, где работал предполагаемый преступник.
«На сегодняшний день Коалиции известно только об одном сотруднике полиции, который был отстранен от службы, и пока расследуются утверждения о том, что он пытал десять задержанных в Талдыкоргане. В городе Экибастуз Павлодарской области местная антикоррупционная служба, которой поручено расследование заявлений о пытках в связи с январскими событиями, отклонила ходатайство адвоката потерпевшего об отстранении предполагаемого преступника от исполнения обязанностей на время следствия. 28 февраля 2022 Генеральная прокуратура сообщила о задержании девяти сотрудников правоохранительных органов, подозреваемых в применении незаконных методов расследования в отношении задержанных», – отметила также правозащитница.
Также Роза Акылбекова призналась, что, к сожалению, многие предполагаемые жертвы запуганы.
«Многие жертвы пыток не верят в то, что сообщения и заявления о пытках будут расследованы должным образом и виновные понесут адекватное наказание. У многих взяты подписки о невыезде, они не выходят из дома. Такая ситуация сложилась в Кызылорде, Шымкенте и др. городах».
Одним из примеров пыток стало письмо Самата Нурмаханова из СИЗО своей жене, которое опубликовала журналистка Динара Егеубаева в социальных сетях.
В то же время Управление Внутренних Дел Атырауской области разместило на своей официальной странице в Facebook предупреждение о том, что люди могут быть привлечены к уголовной ответственности за «ложное обвинении в совершении преступления» (статья 419 УК) или «распространение заведомо ложной информации» (статья 274) в связи с жалобами на пытки.
В некоторых случаях адвокаты оказались под таким давлением со стороны правоохранительных органов, что перестали активно защищать своих клиентов.
«Коалиции также известно о многих случаях, когда власти не принимали никаких мер защиты от репрессий в отношении потерпевших, подавших жалобы во время содержания под стражей, несмотря на то, что места содержания под стражей находятся в ведении МВД, то самое агентство, чьи сотрудники замешаны в жалобах», — говорит Роза Акылбекова.
Другие нарушения прав человека
Коалиция правозащитных организаций, куда входит также и МИСК, ведет активную работу по сбору информации о нарушениях прав человека во время протестов и их разгона.
«Важно понимать, что ответственность за пытки лежит на государстве. Государство обязано было предотвратить пытки. Если этого не удалось сделать, то государство должно провести объективное, эффективное и беспристрастное расследование и наказать виновных. Если государство не выполнит своих обязательств, то у правозащитников и жертв пыток есть право подать индивидуальные жалобы в конвенционные органы ООН. Тем более, что мы уже подали 46 сообщений Специальному докладчику ООН против пыток. И готовим еще ряд новых сообщений», — добавляет также Роза Акылбекова. «Совместно с партнером Коалиции — Международным партнерством по правам человека – была подготовлена Briefing Paper для международной адвокации, в которой правозащитные организации заявили о своей обеспокоенности тем, что расследования заявлений о пытках и жестоком обращении с лицами, ставшими жертвами и задержанными в связи с массовыми протестами, прошедшими в Казахстане в январе 2022 г., проводятся неэффективно».