Как распознать подготовку ребенка к суициду: советы психолога
В первые шесть месяцев 2025 года 139 несовершеннолетних казахстанцев покончили с собой. Youth.kz изучил практические рекомендации психолога Светланы Богатыревой, которые помогут родителям избежать непоправимого.
С чего все начинается?
В интервью YouTube-каналу Асана Жолдасова специалистка Светлана Богатырева рассказала, что прежде всего необходимо обращать внимание на любые резкие поведенческие изменения.
Психолог уверена, что внимательный родитель, который хорошо знает своего ребенка, способен распознать моменты, когда наступают какие-то внезапные перемены: это могут быть и проблемы со сном, и неожиданные и необъяснимые проявления стресса.
«Поведенчески ребенок начинает сигнализировать, когда ему уже очень плохо. У него начинает меняться сон: плохо спать, мало спать, много спать, просыпаться ночью. Это сигнал необязательно суицидального поведения, но что-то не так, что-то поменялось. Тревога какая-то есть, может, из-за экзамена. Также аппетит, который может свидетельствовать и о проблемах с наркотиками. Но в целом-то мы же знаем своих детей: как он ведет себя после школы. Но вдруг что-то изменилось − как будто это не ваш ребенок. Это симптом», − сказала Богатырева.
Что нужно делать?
Эксперт уверена, что родители в первую очередь обязаны сделать две вещи.
Во-первых, необходимо настроить плотный и регулярный контакт с ребенком. Одним внезапным и резким разговором из подростка не удастся выудить тревожные новости, потому что диалог не будет происходить в режиме равенства и доверия.
Во-вторых, очень важно слушать то, что говорит ребенок и не обесценивать его, на первый взгляд, маленькие и незначительные жалобы.
«Суицидальная профилактика не строится в один день. Мол, садись, поговорим, не хочешь ли ты покончить с собой. Нет, это процесс. Спрашиваем, разговариваем, реагируем. Затыкаем ли мы ребенка, если он жалуется? Говорим ли мы, что это мелочи? А ведь это не мелочи. Если он пришел с проблемой, пожаловался на мелочь и получил вашу поддержку, то он может прийти и пожаловаться на что-то более крупное», − уверена психолог.
Материальные блага теперь не так важны?
В таких ситуациях велик соблазн начать посыпать голову пеплом и полностью уйти в обвинения в адрес родителей, которые сосредоточены на материальных аспектах: заработок денег, обеспечивание достойного быта и так далее.
Богатырева уверена, что практический аспект жизни очень важен, и родителя нельзя за это обвинять. Но психолог настаивает на том, что внимание к ребенку тем не менее должно быть полноценным.
«Важно нам всем понять про этот баланс в жизни. То, что родитель зарабатывает ребенку на айфон − это классно, это не надо обесценивать. Но проводить время − это тоже ценность, это тоже вклад в семью. Ценность контакта между родителями и детьми нужно понять, в это нужно инвестировать», − указывает специалистка.
Как провести тот самый тяжелый разговор?
Богатырева считает, что в ходе этих бесед родителям крайне важно проявлять терпение и быть готовым к тому, что в силу возрастных изменений и эмоционального состояния ребенок может вести себя отталкивающим образом.
«Нужно строить глубокий разговор: «Я твоя мама, я беспокоюсь, я вижу это, это и это. Я не уйду, пока ты мне не расскажешь». Надо показать ребенку, что нам не просто «интересно», что мы не давим − нужно показать, что это важно, нужно убедить ребенка в необходимости помощи. Даже если он будет говорить «Уйди − отстань», мы все равно остаемся рядом. Сейчас дети начали говорить: «Найди мне психолога». Если он не хочет рассказывать родителям, то можно пойти к психологу», − напоминает она.
При этом Богатырева отмечает, что нет какого единого паттерна, который может выявить у ребенка суицидальные наклонности. Сложность темы в том, что каждый случай, ровно как и ребенок, является уникальным. И поэтому важность тесного и доверительного контакта между родителями и ребенком выходит на первый план, чтобы предугадать возможную склонность к суициду.