Фрэнсис Фукуяма: «Наверное, Казахстан не будет более авторитарным»
В Алматы прибыл известный политический философ Фрэнсис Фукуяма – его новая книга «Либерализм и его критики» переведена фондом CAPS UNLOCK на казахский и русский языки и презентована научному и гражданскому сообществу южной столицы. Приводим основные тезисы дискуссии.
О войне России в Украине
«По моему мнению, вторжение в Украину, которое произошло в феврале 2022 года, было, пожалуй, одной из самых больших стратегических ошибок, которые я видел, которую совершила такая крупная держава, как Россия. Что приводит к бедственной ситуации: предполагается, что полмиллиона человек уже погибло, стоимость войны подорвала, ослабила Россию, которая подверглась санкциям. Это не то решение (решение о нападении на Украину – ред.), которое можно было принять, где есть верховенство закона, это решение можно было бы принять, где один человек единолично принимает решения (…) Сейчас Россия в ситуации опасной, она опасна для существования государства».
О Китае
«Может ли в Китае победить либерализм? Китай находится в попытке обогнать США, но они допустили несколько ошибок в управлении своей экономики – они слишком много инвестировали в недвижимость и строительство, но не смогли переключить фокус на вещи, в которых люди нуждаются в персональном потреблении, а также оказывали мощное давление на технологический сектор, что ставит под сомнение политическое лидерство. Они пытались атаковать Алибабу и другие компании, после чего показатели роста серьезно упали и растут гораздо медленнее, чем в США. США растет на 3-4% в год, это больше чем Китай. Китай хочет контролировать экономику, а это не является формулой долгосрочного экономического роста».
О Казахстане
«Что могло бы произойти в Казахстане? Переход к либеральной демократии, если и произойдет, то не в скором будущем. Сейчас имеется централизованный авторитарный режим, который более-менее либеральный по своей сути. Чтобы просто проиллюстрировать – посмотрите на Китай, 10 лет назад это было авторитарное государство под управлением Компартии, но была достаточно большая степень свободы. Люди могли перемещаться, разговаривать, было большое количество кит ученых, которые активно критиковали власти. Сегодня в Китае вы больше этого делать не можете, ни один из этих людей не может свободно общаться, в том числе с иностранцами, разглашать секреты своего общества – то есть это стало гораздо менее либеральным местом. Необходимо более четко осознавать разницу между централизованным авторитарными системами – они могут быть более открытыми или более закрытыми. Казахстан – будем надеяться, что правительство будет двигаться в более открытом направлении. Наверное, страна не будет более авторитарной.
Если Россия будет ослабляться, то это позволит большую степень свободы для всех стран-соседей. Если Россия сможет все-таки покорить Украину, это создаст плохой прецедент. Надеюсь, это все-таки не произойдет, и Украина сможет защитить свою свободу, которая во много свобода и других стран, которые когда-то были частью СССР».
О либерализме
«Необходимо вернуться к классическому пониманию либерализма, где все человеческие существа, независимо от цвета кожи, этнического происхождения, пола имеют человеческое достоинство и права, для того чтобы люди могли жить, делать выбор, высказываться, собираться. Все это обеспечивается верховенством закона, которая ограничивает мощь государства (…). Исполнительная власть не может делать то, что хочет, а должна подчиняться букве закона, который согласован всем обществом».
Об этнической идентичности
«Существует три причины в моей книге, почему такой порядок является желаемым. Первая – это прагматизм и это относится к региону Центральной Азии, который этнически очень разнообразен. Либерализм появился в Европе 300 лет назад, чтобы решать проблемы многообразия. Европа прошла через много лет конфликтов (…) из-за религиозной нетерпимости, а затем наступила эпоха национализма, которая также развивала нетерпимость и насилие. Либерализм говорит о том, что мы уважаем всех людей, их права и хотели бы жить в мире. Центральное благо либерального общества – это терпимость. И в этнически разнообразных обществах это абсолютно критично. Если сказать, что одна этническая группа будет доминировать и будет рулить всеми – это формула для продолжающегося насилия и конфликтов».
О национальной идентичности
«Каждое общество должно иметь некую национальную идентичность, определенные верования, которые общество разделяет, но они должны быть доступны для всех, кто живет в этом обществе. Например, давайте возьмем Казахстан, у вас есть доминирующий этнос, титульная нация, но и есть и этнические меньшинства, при этом нет одного языка, есть пара основных языков. Должна быть национальная идентичность, не связанная с одной этнической группой, одним языком, одним образом жизни. Сложно строить национальную идентичность при подобных обстоятельствах, думаю, что это должно строиться на некоем общем опыте, общем переживании. руководство должно использовать общую цель, но это не может быть эксклюзивно, агрессивно и навязчиво».