Что произошло в Венесуэле?
США провели военную операцию в отношении Венесуэлы: нанесли авиаудар по столице и захватили президента Николаса Мадуро, ссылаясь на борьбу с наркоторговлей.
Что говорит Венесуэла?
Венесуэла отвергает обвинения в наркотрафике как ложные и политически мотивированные, а действия США считает вмешательством во внутренние дела. Страна имеет большие запасы нефти – около 303 млрд баррелей доказанных запасов – это ~20% мировых запасов. Мадуро обвиняет США в эскалации из‑за стремления получить доступ к ресурсам.
Что говорит ООН?
Эксперты ООН называют эти действия нарушением международного права и суверенитета, поскольку они не санкционированы Совбезом ООН и выходят за рамки самообороны.
«Ситуация критическая, но еще можно предотвратить более масштабный и разрушительный конфликт», – отметила заместитель Генерального секретаря ООН по политическим вопросам Розмари Дикарло.
В чем конфликт?
Ситуация вокруг Венесуэлы подняла старейший спор о том, что важнее: суверенитет страны или права человека? Дискуссия началась в 1947 году при обсуждении Всеобщей декларации прав человека ООН: если страна нарушает права человека или международные договоренности, могут ли другие страны вмешиваться в ее политику и призвать к соблюдению прав? Тогда большинством голосов сошлись на том, что права человека должны стоять над суверенитетом. Проблема заключается в том, что сильные страны могут использовать права человека как ширму для силовых вторжений.
Что говорят в сети?
Стася Денисова, правозащитница.
«...Во время обсуждения ВДПЧ в 1947 году на ассамблее ООН выиграла точка зрения Франции о том, что ПЧ должны стоять над суверенитетом, чтобы быть эффективными. (...) СССР продвигало точку зрения, что это опасно и может привести к вторжению сильных стран в дела слабых стран. (...) Я разделяю точку зрения Франции, но чтобы концепция работала (права человека находились над суверенитетом и можно было бы заниматься адвокацией и тд), нельзя ее использовать для таких вторжений как в Венесуэле».
Екатерина Базанова, журналист, автор дипломной работы по Венесуэле.
«Пожизненный срок в одиночной камере – именно так должен закончить свои годы Николас Мадуро. Водитель автобуса, превратившийся в типичного карибского диктатора. (...) К свободе, демократии и справедливости ночные события в Каракасе не имеют никакого отношения. Трамп хотел венесуэльскую нефть - Трамп взял нефть. (...) Может ли США свергнуть любой режим в Латинской Америке? Может. Легко. Без стеснения. И пойдет на это, если Трамп так сильно захочет что-то вроде венесуэльской нефти. И никто его не остановит. Где здесь свобода? Справедливость?»
Что говорят демократы США?
Камала Харрис заявила, что действия США «не делают Америку сильнее или безопаснее», что они незаконны и могут привести к нестабильности.
«То, что Мадуро – жестокий и нелегитимный диктатор, не меняет того факта, что эти действия были незаконными и неразумными», – написала она в соцсети Х.