Брейнрот-мемы разрушают мозг, но цепляют: как и почему это работает

Активные пользователи соцсетей наверняка натыкались на абсурдные мемы с комичными существами, созданными нейросетями. Кажутся безобидными, но за ними скрывается реальная проблема. Что такое брейнрот-мемы, как они влияют на мозг и почему их популярность не падает?

Что такое брейнрот

Брейнрот (гниение мозга) – слово 2024 года по версии Оксфордского университета. Термин описывает снижение умственных способностей из-за постоянного просмотра «мусорного» контента в соцсетях. К такому контенту относятся и вирусные мемы вроде «Бомбордило-крокодило» или «Тралалело-тралала».

Подобные явления существовали и раньше. В 2000-х в рунете распространялись искаженные слова вроде «многабукаф» и «ржунимагу». В 2010-х мир захлестнули намеренно глупые флешмобы вроде Harlem Shake, где участники старались выглядеть как можно страннее. Позже появились нелепые картинки с мультяшными персонажами – они не должны были смешить, но почему-то все равно вызывали реакцию. Теперь, благодаря нейросетям, брейнрот достиг пика: сделать вирусный мем может каждый, а короткие видеоформаты мгновенно разносят их по Сети.

Почему брейнрот цепляет

Брейнрот-мемы воздействуют на систему вознаграждения: мозг любит все новое и неожиданное. Яркие цвета, рифмованные фразы, нелепые образы дают мгновенный всплеск дофамина. Для мозга это легкая пища – не нужно думать или напрягаться. Поэтому, привыкнув к секундному удовольствию, человек все чаще тянется к таким видео.

Опасность брейнрот-мемов

Долгий просмотр коротких видео приводит к ментальному перенасыщению. После скроллов ленты с бесконечным потоком брейнрота люди могут почувствовать сильную усталость. Более того, постоянное поглощение контента низкого качества влияет на исполнительные функции: память, планирование, решение задач. И если для зумеров, мозг которых уже сформирован, это не так опасно, то для поколения Альфа последствия могут быть серьезными. Дети, родившиеся в начале 2010-х годов, поглощают брейнрот-контент регулярно. Из-за этого они могут не развить важные навыки. Привыкание к мгновенному удовольствию помешает во взрослой жизни, когда человеку придется прикладывать усилия для достижения целей.

Брейнрот-мемы – это не просто шутки без смысла, а отражение эпохи, где внимание становится главным ресурсом. Они цепляют потому, что идеально подстраиваются под потребность мозга в легком удовольствии. Но чем больше мы кормим мозг подобным контентом, тем сложнее ему воспринимать что-то глубже и дольше нескольких секунд.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»