«Всю ночь он смотрел на меня и угрожал изнасиловать»: Ардж Турсынкан вспоминает задержание

Закон о запрете ЛГБТ-пропаганды еще не вступил в силу, но в Казахстане уже идет давление на сообщество. Сначала были рейды на клубы. Теперь – задержания активистов, силовые нападения и обвинения. 

Первые тревожные сигналы появились после того, как в Астане полицейские начали ходить по ночным заведениям и встречам квир-сообщества. Приезжали без предупреждения на клубные мероприятия, на презентацию исследования о вреде дискриминации для международного имиджа Казахстана.

Вот, что об этом написал журналист Айдар Елькеев в Threads.

«Вчера в Астане приехали в ночное заведение и на презентацию исследования о вреде дискриминации. Потом могут начать приходить за теми, кто пишет посты и комментарии. Такими темпами и я окажусь за решеткой».

Однако это было лишь началом, позже активистов действительно начали задерживать. Причем, как они сами отмечают, без весомых оснований.

За последние недели произошло несколько инцидентов, которые выглядят как единый отработанный сценарий:

1. В помещение врывается группа агрессивных противников ЛГБТ.

2. Они устраивают скандал, зачастую с применением силы.

3. Приезжает полиция.

4. Задерживают не нападавших, а активистов.

Срыв круглого стола

Как мы писали ранее, в пятницу, 21 ноября 2025, было сорвано заседание Круглого стола, который организовали Edu Community, Feminita и Queer.kz в Астане. Education Community в Instagram отмечает, что все произошло из-за провокации Зиуар Жумановой, известной публичными нападками на ЛГБТ людей: женщина срывала мероприятие, перебивала спикеров, а позже написала заявление на спикера Турсынхана за мат и оскорбление.

Арджа Турсынхана задержали по данному заявлению и доставили в сизо. 

«Меня задержали после мероприятия. Сначала повели на допрос, который очень долго тянули, при этом не давали написать ответное заявление на женщину, которая меня провоцировала. <...> Когда назначили суд, мою адвокатку пригласили постфактум, хотя обещали предупредить заранее. Она не была готова, поэтому все время говорил только я. Сначала судья хотела признать меня невиновным, но через два часа все пересмотрели и за 15 минут решили признать меня виновным и назначить штраф. По сути, они боялись публичного освещения дела и не могли найти кого-то, кто публично принес бы извинения от полиции. И именно из-за этого решение о штрафе было вынесено. Изначально же планировалось, чтобы были публичные извинения», – сообщил Турсынхан в эксклюзивном комментарии Youth.kz.

Причем, по словам активиста, это только верхушка айсберга. Настоящий кошмар творился во время его пребывания в изоляторе.

«В изоляторе сотрудники полиции начали меня провоцировать, издеваться, постоянно цепляться. В камеру напротив, через решетку, посадили сильно пьяного мужчину, который, как я узнал, зарезал своего отца. Всю ночь он смотрел на меня и угрожал изнасиловать. Это вызвало сильную тревогу и паническую атаку, появились галлюцинации и суицидальные мысли. Я принял десятикратную дозу антидепрессантов, фактически устроил себе передозировку, на два часа впал в кому. Полицейские решили, что я просто сплю, медицинской помощи мне никто не оказал. Когда я пришел в себя, у меня снова началась сильная тревога. Я понял, что меня даже не собираются вести на суд. Я слышал, как они обсуждают, что могут «повесить» на меня более тяжелые статьи: вроде разжигания межнациональной розни или призывов к терроризму. Они слушали все мои речи и пытались к чему-то придраться. Я также слышал, как они обсуждали ребят снаружи и то, за что их можно задержать. Постоянно жаловались, что люди шумят, что есть огласка в медиа, и из-за этого издевались надо мной еще сильнее. Того мужчину, который всю ночь угрожал мне изнасилованием, в итоге выпустили. Меня – нет. Суд и следственные действия специально затягивали. Если бы не медийная огласка, они бы ничего не сделали. Когда я просил дать мне хотя бы один звонок и говорил, что должен сообщить маме, они смеялись, спрашивали, «в фильме ли я это видел». Я буквально в истерике держался за решетку и умолял дать позвонить, плакал так, как никогда в жизни. Вместо помощи они подходили и ругались за то, что я «вою». На фоне пережитого, галлюцинаций, последствий передозировки и того, что медицинской помощи не было, состояние было крайне тяжелым. Вот так все происходило», – дополнил активист.

Визит полиции на ужин

Затем 22 ноября в Астане полиция пришла в кафе, где ужинали организаторы ивента, и задержала соосновательницу движения Feminita Жанар Секербаеву и сооснователя Queer.kz Темирлана Баймаша.

Они находились в кафе вместе с коллегами, когда туда ворвалась группа женщин и мужчин – среди них вновь оказалась Зиуар Жуманова. Queer.kz сообщил что, противники ЛГБТ применили физическую силу, в том числе к официантам и громко ругались.

После этого полиция задержала не нападавших, а Темирлана Баймаша, который оказался в кафе в момент конфликта.

Секербаеву задержали в продуктовом магазине и вменили «мелкое хулиганство».

Позже всех активистов отпустили.

ЛГБТ-активисты уверены, что государство использует свою власть как инструмент давления, что напоминает не борьбу с пропагандой, а подавление гражданского общества. 

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»