В Казахстане принимают стандарты школьных туалетов

Школьные туалеты в Казахстане начнут строить по стандартам, которых раньше не было. В чем здесь заслуга общества и почему это важно? Читайте в сегодняшней статье. 

О проекте Тойле

В 2022 году «Peremena Media» провели конкурс «Худший туалет» в рамках спецпроекта Toile. Фотографии показывали, насколько небезопасны туалеты в казахстанских школах. 

Редактор «Peremena Media» Дия Байтенова отмечает, что весь прошедший год они активно освещали проблему, и их услышали:  

«Информационная кампания перешла в адвокационную. Toile заметили наверху и на основе наших данных инициировали рабочую группу с госорганами. Сейчас она будет наконец-то решать эту клоаку проблем вместе с нашим медиа».  

Как именно? Сейчас разрабатывается национальный стандарт о санузлах в общеобразовательных учреждениях – его примут до конца года.  

Туалеты против здоровья

Какими должны быть туалеты? Врач-гинеколог Калампыр Телтаева рассказывает о важных для здоровья детей нормах: 

«В школьных туалетах должны быть отдельные кабинки, двери которых закрываются на ключ, из расчета 1 кабинка и 1 раковина на 30 девочек или мальчиков на каждом этаже. Должны быть оснащены водоснабжением, отоплением, канализацией, вентиляцией, сантехническим оборудованием и приборами, средствами гигиены и вспомогательным инвентарем. Места наибольшего скопления бактерий – унитаз, дверные ручки, раковину, плиточные швы – следует дезинфицировать регулярно. Скопление бактерий может привести к риску развития заболеваний дыхательных путей». 

Еще одна проблема – туалет на улице. Обычно они не соответствуют гигиеническим нормам, а в холодное время года в таком туалете можно простудиться. Медина и Фатима Майсар, основательницы молодежного волонтерского движения «Молодежный Совет Казахстана», ездили по небольшим городам Казахстана и снимали школьные туалеты для проекта ТОЙЛЕ. Активисток возмутило то, что школьникам до сих пор приходится ходить в уличный туалет: 

«Он запомнился нам тем отвратительным чувством беззакония в отношении детей, которые в 21 веке вынуждены ходить в такие сараи с дырками в полу». 

По словам Медины, школы стараются делать туалеты внутри, но из-за проблем с канализацией и водоснабжением такие туалеты закрывают. 

Табу и травля

Медина и Фатима указывают, что дети стесняются отпрашиваться в туалет: «Часто учителя не разрешают покидать класс во время урока и детям приходится терпеть до перемены. Бывают случаи, когда в начальных классах кто-то не выдерживает и писается в классе, что несомненно наносит глубокую травму психике ребенка».

Также они отмечают, что в школьных туалетах часто происходит буллинг: «Мы все знаем случаи, когда в школьных туалетах издевались над детьми, избивали их и даже насиловали. Это говорит о том, что школьные учреждения в Казахстане небезопасны для детей! Хождение в туалет – это физиологическая потребность человека. Поэтому, если ребенок не может посещать туалет в нормальных условиях, то это можно приравнять к издевательству над ним и унижению его человеческого достоинства».

После случая изнасилования в школьном уличном туалете в 2019 году в Таразе общественность обратила внимание на состояние школьных туалетов и их доступность любому прохожему. Однако, по данным проекта Тойле, на декабрь 2022 года ничего не изменилось – школьные туалеты остаются небезопасным местом для детей.

Туалетная дискриминация 

Халида Ажигулова, ученая-юрист и детский омбудсмен г. Алматы отмечает, что «туалеты в казахстанских школах не инклюзивны и не учитывают всех потребностей детей, в том числе с учетом пола ребенка, наличия инвалидности или иных потребностей». 

Зачастую это касается девочек. Гинеколог Калампыр Телтаева отмечает, что длительное ношение прокладок без смены приводит к нарушениям микрофлоры и возможным аллергическим реакциям. Поэтому «школа должна предоставлять доступ к теплой воде, чтобы девочки могли мыть руки и подмываться в период менструации», – отмечает гинекологиня. 

«Важно учитывать то, что в подростковом возрасте психология очень тонко и болезненно реагирует на все изменения в организме и реакции окружающих. Учителям рекомендуется обращать особое внимание в случае, если девочки просят помочь по вопросам, связанным с менструацией. Также проводить беседу с мальчиками о последствиях поддразнивания девочек», – настаивает она.

Что делать?

Снимайте плохие туалеты в своих школах и присылайте их на сайт проекта ТОЙЛЕ.

Как отмечает Дия, «школа – это мини-модель взрослого общества, а ее администрация – представители власти, которой чаще всего не хочется идти на диалог». Поэтому нужно учиться защищать свои права со школьной скамьи.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»