Суд назначил Бахытжан Торегожиной штраф за информацию о Жыланбаеве
Cуд постановил признать Бахытжна Торегожину виновной в распространении ложной информации о Марату Жыланбаеве и назначил штраф в 20 МРП (78640 тенге).
Сегодня, 31 июля 2025, прошел административный суд по ст.456-2 ч.3 КоАП РК в отношении правозащитницы Бахытжан Торегожиной. Эта статья применяется за распространение в Интернете ложной информации, которая создает условия для нарушения общественного порядка. Поводом для судебного преследования стали пост Торегожиной в Facebook о состоянии политического заключенного Марата Жыланбаева: она сообщила о том, что он очень похудел, весит 45 кг, не ходит и пребывает в обморочном состоянии.
Этот пост увидел участковый, который мониторил страницу правозащитницы и посчитал, что информация не соответствует действительности, а также может привести к массовым беспорядкам. Именно он составил протокол о нарушении закона.
«Все, что пишет КУИС (о состоянии Жыланбаева – авт.) – это откровенное вранье», – заявила в суде сама Бахытжан Торегожина и попросила приобщить к материалам дела фотографии Марата до посадки и через полтора года – где видно, насколько он худой.
Защитники Торегожиной также отметили, что направляли Марату Жыланбаеву письма на еженедельной основе, всего 14 писем, и когда обратились к КУИС с просьбой о подтверждении – госорган сказал, что все письма передаются.
«Но когда адвокат пришел к Жыланбаеву и спросил, получил ли он письма, он ответил, что получил только 3 письма. То есть учреждение вводит в заблуждение», – сказали защитники.
Защитница Бахытжан Торегожиной Маржан Аспандиярова тут же ходатайствовала о допросе самого Жыланбаева через онлайн связь, чтобы убедиться, что он выглядит и чувствует себя хорошо.
Судья Бибигуль Шамшаева отказала в удовлетворении этого ходатайства, добавив, что не видит основания для допроса Жыланбаева.
Юрист Галым Нурпеисов в защиту Торегожиной отметил, что она привлекла общественное внимание к проблеме законными способами, а также что другие способы в стране уже не работают.
«Цензура – это запрет говорить. У нас были активисты, которые говорили о нарушении прав, многих посадили, теперь говорят правозащитники, за ними наверное пойдут адвокаты. Мы выполняем свою функцию – поднимаем флаг свободы и права, для этого мы здесь находимся».