Представителям ЛГБТ запретят брать наставничество над детьми-сиротами в Казахстане
В прошлый четверг сенат одобрил и направил на подпись президенту законопроект с поправками в законы об образовании, наставничестве и безопасности детей. Этот же документ предлагает запретить представителям ЛГБТ брать наставничество над детьми сиротами. Зачем депутаты включили этот пункт? Насколько это законно? Обсудили с гендиректором Центральноазиатского фонда развития демократии, политологом и кандидатом политических наук Толганай Умбеталиевой.
Суть законопроекта
Законопроект вводит понятие наставничества на безвозмездной основе. Наставник бесплатно оказывает ребенку-сироте индивидуальную поддержку и помогает подготовиться к самостоятельной жизни. Он несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время пребывания с ним.
Пункт 3.9 проекта отмечает, что наставником не может быть «лицо, придерживающееся нетрадиционной сексуальной ориентации». Документ не поясняет, почему сексуальная ориентация является основанием для отказа в наставничестве.
Зачем понадобился такой законопроект?
Политолог Толганай Умбеталиева отмечает, что законопроект во многом направлен на усиление контроля над детьми-сиротами, особенно в вопросах усыновления иностранцами:
«В казахскоязычной сфере очень активно сейчас обсуждается тема детей-сирот, особенно тех детей, которые были переданы на усыновление в ряд западных стран. Пока нет доказательств, но есть предположения, что были и факты продажи, но их нужно доказать. Речь идет о фонде Сары Назарбаевой "Бобек". Согласно действующему законодательству, до 18 лет такие дети должны были находиться под защитой нашего государства, консульства должны были регулярно встречаться с новыми родителями, смотреть, в каких ситуациях живут дети. В некоторых странах консульство хорошо работало, но были консульства, которые очень халатно отнеслись к своим обязанностям. Много детей попали в хорошие семьи, но были и дети, которые находились в сложных ситуациях».
С другой стороны, эксперт отмечает, что через законопроект Казахстан следует «тренду» ужесточения национального законодательства в отношении сексуальных меньшинств:
«В ряде стран Европы ультраправые политические силы, находящиеся во власти, ужесточают свои национальные законодательства в отношении сексуальных меньшинств и их прав в усыновлении детей, запрещается суррогатное материнство. В Казахстане также большая доля населения придерживается консервативных взглядов».
О зарубежном опыте
Однополые отношения криминализированы в более чем 67 странах по всему миру, в 9 странах введен запрет на гендерное самовыражение. В некоторых странах Европы сейчас ужесточаются законы, регулирующие положение ЛГБТК+ сообщества. К примеру, декабре 2023 года Европейский суд вынес решение о запрете дискриминации самозанятых работников из-за их сексуальной ориентации в Польше. В ответ на это польское правительство напомнило о презумпции независимости судов.
В январе 2024 года закон о запрете «пропаганды ЛГБТ» был подписан в России. За «пропаганду» граждан могут оштрафовать на 400 000 рублей ($4,4 тыс), а юрлица – до 5 млн рублей ($54,9 тыс).
Толганай Умбеталиева считает, что изменения в законодательстве Казахстана – это реакция на ужесточение европейских законов.
«На мой взгляд, сейчас наши чиновники ориентируются на европейские страны, где стали сокращать разными способами возможности иметь детей представителями ЛГБТК+ сообщества. Не исключено, что могут приехать к нам за усыновлением или воспользоваться возможностью суррогатного материнства и т.д.».
Дискриминационный механизм
Выявлять представителей нетрадиционной ориентации планируют при помощи тестирования. Кто и как будет его составлять и проводить пока неизвестно. Но такой способ оценки людей явно дискриминирующий.
«Никто не имеет права тестировать сексуальную ориентацию человека, это его личное дело. Я вижу в этом пункте желание государства скрыть свои ошибки, допущенные в прошлом, как на этапе оформления в новых семьях, так и на этапах, когда дети находились под защитой РК. На мой взгляд, нужно работать над причинами такого количества брошенных детей при живых и здоровых родителях. Раньше нас чиновники убеждали, что в основном в страны Европы, Америки уезжали дети с ограниченными возможностями, сложными заболеваниями. Но программа журналистки, посвященная судьбе таких детей, показывает, что дети здоровы, среди них очень мало детей, которые имели проблемы со здоровьем», – рассказывает политолог.
Эксперт считает, что нужно менять общественное мнение о представителях ЛГБТК+ сообщества:
«Представители ЛГБТ сообщества для большей части населения "чужие, неизвестные" люди, очень много страхов, стереотипов есть в отношении них. Такого рода меры говорят о недоверии к ним со стороны государства и со стороны населения. Возможно, представителям сексуальных сообществ нужно показать себя с других сторон, ведь у них очень много достоинств, сделать акцент на построении доверительных отношений с другими социальными группами».