Почему Stromae любят все поколения: маэстро, который живет вне времени

Stromae. Фото: соцсети

У каждого поколения есть своя точка входа в творчество Stromae. У миллениалов – это Alors on danse, который стоял на рингтоне у многих людей. У зумеров – мультсериал «Аркейн», где его голос в Ma meilleure ennemie звучит так органично, будто написан специально под вселенную.

Где-то посередине находится Papaoutai – серьезная песня в поп-обертке, которая вирусилась в Tiktok. И самое удивительное: эти разные поколения обсуждают одного и того же артиста, но ни в одном разговоре не возникает фразы «он уже не актуален». Исполнитель может пропасть на 6 лет, а потом вернуться с очередным громким и обсуждаемым хитом. Stromae звучит в любой эпохе так, будто она создана под него.

Stromae = maestro

Мало кто об этом задумывается, но его сценическое имя – это почти пазл, родившийся благодаря французскому молодежному сленгу верлан. Смысл в том, что слоги в словах меняются: так maestro превращается в Stromae. Никнейм, который поначалу кажется просто креативной игрой, на самом деле очень точно описывает его суть: Stromae действительно работает как маэстро. Не как поп-исполнитель, не как танцевальный артист, а как композитор большого жанрового театра, где каждая песня – это сцена.

Он одинаково уверенно чувствует себя в: рэпе, электронике, техно, попе, шансоне, африканских ритмах (которые он унаследовал через свою руандийскую культуру), и даже почти классических построениях текста.

Его музыка – это гибрид, в котором нет необходимости выбирать стиль. Стиль – это он сам.

Поколенческая универсальность

Stromae не пытается быть артистом «для всех». Ему просто удается рассказывать истории, которые понятны каждому возрасту. Но ключевой секрет в том, что именно слышат разные поколения.

Во Франции он часто воспринимается как наследник Жака Бреля – тоже бельгийца, тоже мастера масштабной эмоции.

В каждом его треке можно почувствовать глубину текста, социальные темы, драматичность, театральность и умение одним куплетом вскрыть боль десятилетий.

Stromae умеет говорить серьезно, но не тяжело. И это качество привлекает взрослую аудиторию, которая устала от однодневных хитов. Зумеры, в свою очередь, видят в нем честность и уникальность

Для них Stromae – артист, который не боится быть странным, нестандартным и нелинейным. В эпоху, где клипы делают по шаблону, он снимает мини-фильмы. В момент, когда все артисты гнались за трендами, он придумывал свои. Например, Tous les mêmes – театральный клип, который будто бы снят одним дублем. Сам Stromae примеряет в нем сразу два образа – мужчины и женщины. Смысл в том, чтобы обыграть претензии одного пола к другому.

Зумеры ценят именно это: ощущение, что Stromae не играет в игру шоу-бизнеса – он ее переписывает.

Он умеет говорить о тяжелом так, что это слушают миллионы

Когда в 2010 году вышла Alors on danse, все приняли ее за танцевальный хит. Но это песня о том, что ты выгораешь, устаешь, тонешь в работе и единственное, что остается – танцевать, чтобы не сойти с ума. И чем дальше, тем больше это становится фирменным стилем Stromae: танцевальная музыка + социальная правда.

Formidable – пьяный мужчина после расставания – без осуждения, без романтизации. Только боль, бессилие и человечность. Клип снят скрытой камерой – прохожие не знают, что это постановка.

Papaoutai – бодрый поп о травме отсутствующего отца. Тема, которой боятся многие артисты, здесь подана так честно, что песня стала мировым хитом. Чего только стоит строка «все знают как делать детей, но никто не знает, как делать отцов».

L’enfer – редкая для поп-музыки откровенность о суицидальных мыслях.
 Без шока, без давления – только признание.

Santé – песня-приветствие людям, которых не замечают: официантам, медсестрам, уборщикам, водителям. Танцевальная, но с глубочайшей социальной уважительностью.

Stromae не делает «социальщину». Он делает музыку о человеческом опыте – том, который скрывают.

Визуальность как отдельный жанр

Stromae – один из немногих артистов, который подходит к клипам как к кинорежиссуре.

Его ролики – это:

  • драматургия;
  • персонажи;
  • актерская игра;
  • костюмы;
  • театральность;
  • смыслы в каждом движении.

Все можно увидеть в клипах: Tous les mêmes – фактически спектакль, Formidable – документальная провокация, Ta fête – спортивный антиутопический ритуал, Papaoutai – музыкальная сказка о поколенческих травмах.

В мире, где артисты штампуют клипы ради алгоритма, Stromae снимает картины, которые обсуждают через 10 лет.

Почему Stromae – артист вне времени

Потому что он работает с тем материалом, который никуда не исчезает: с эмоциями. Его музыка прописана на долгий срок, потому что он не следует моде и не привязывает себя к эпохе. Stromae – это редкий случай артиста, чья музыка растет вместе со слушателем. Она говорит с тобой в 14, в 25, в 40. О разных вещах, но одним языком.

Исполнитель, который пишет музыку для всех, не пытаясь быть для всех и в этом парадокс его величия. Он не делает песни не для молодых или для взрослых. Он делает песни для людей – независимо от возраста. Он остается Stromae – маэстро, который превращает поп-музыку в искусство, а искусство – в универсальный язык, понятный каждому.

Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Youth.kz»